главное меню

авторизация

                         МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

                                           ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА   № 430

 

О Т Ч Е Т

О  РЕЗУЛЬТАТАХ  ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГОРОДСКОЙ ОПОРНОЙ ПЛОЩАДКИ

ПО  ТЕМЕ:

«СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

 ( 2011 - 2012 учебный год)


 

 

     На основании приказа департамента образования  администрации г. Н. Новгорода № 2349 от 10.10.2011 г. «Об организации работы городских инновационных и опорных площадок» на базе нашего детского сада была организована городская опорная экспериментальная площадка по теме «Создание педагогической системы использования здоровьесберегающих   технологий в образовательном учреждении»

   Научные руководители  – Филиппова Л.В.- профессор, член корреспондент РАО, зав. кафедры педагогики и психологии ГХИ ННГАСУ; Ревягина Т.А. – к.п.н., доцент  кафедры педагогики и психологии ГХИ ННГАСУ

За прошедший период в МДОУ были проведены следующие мероприятия:

1. Издан приказ по МДОУ №   83 - ОД  от «16 » ноября 2011  г. «Об организации работы городской  инновационной площадки по созданию педагогической системы использования здоровьесберегающих педагогических  технологий в ДОУ в 2011-2012 уч. году»;

2.  Была разработана программа инновационной деятельности в ДОУ на 2011 –2012 учебный год, в которой были определены основные направления деятельности педагогов на этапе внедрения новшеств.

С целью выполнения поставленных на этот учебный год задач были проведены следующие мероприятия:

-  определены экспериментальные группы –  подготовительная группа компенсирующей направленности  № 12 (учитель-дефектолог Коробкова Л.В., воспитатели Кукушкина Е.А. и Коломина Н.И.) и подготовительная группа № 8 (воспитатели Москвина Н.М. и  Николенко Н.В.);

- Назначен ответственный за посещение занятий в НП «Центре здоровьесберегающих педагогических технологий» - учитель-дефектолог Кукушкина Е.А.;

Целью экспериментальной работы является  - 

повышение качества оздоровительной работы с дошкольниками, улучшение состояния физического и психического здоровья воспитанников ДОУ через внедрение новых  здоровьесберегающих  технологий и оказание адресной помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Этапы экспериментальной работы:

1 этап – проведение мониторинга

 Было проведено глубокое психолого-педагогическое наблюдение в  экспериментальных группах – общеразвивающей группе № 8 и группе компенсирующей направленности (для детей с нарушением зрения) -  № 12. Кроме того, в ходе мониторинга в начале учебного года во всех группах были выявлены дети, имеющие  особые образовательные потребности.


 

Психолого-педагогическое наблюдение проводилось воспитателями групп,  специалистами ДОУ – педагогом-психологом и инструктором по физической культуре, медицинскими работниками ДОУ по следующим направлениям:

- физическое развитие и состояние здоровья дошкольников;

- развитие познавательной сферы, развитие психических процессов (мышление, память, внимание, саморегуляция),

- развитие эмоциональной сферы дошкольников и социальных способностей и навыков.

При проведении психолого-педагогического наблюдения использовались в основном методики, рекомендованные  центром здоровьесберегающих технологий. (См. пособие «Методические рекомендации по использованию примерной общеобразовательной программы по образованию детей дошкольного возраста» Н.Н., 2005 г. руководитель проекта доктор психологических наук, профессор, академик РАО Д.И. Фельдштейн)

Результаты обследования

По состоянию психофизиологического развития детей :

Выявлен  высокий процент детей 2 и 3 групп здоровья, существенные нарушения в опорно-двигательном аппарате (в группе компенсирующей направленности – у 100 % детей выявлены нарушения в опорно-двигательном аппарате).

Наличие трудностей в психофизиологическом развитии детей:

- слабая координация движений (координация работы рук и ног, правой и левой половины тела, передней и задней поверхности тела, что вызывает у детей трудности при выполнении упражнений на равновесие, на передвижение в пространстве, преодолении препятствий.

- неспособность сохранять равновесие, плохая ориентация и адаптация в пространстве, которые могут привести к трудностям при овладении навыками работы на высоте, на нестабильной опоре, в исходных положениях лежа и вниз головой.

- общая мышечная слабость, слабость мышечного корсета, что приводит к быстрой утомляемости при выполнении силовых нагрузок или при большом повторении движений, а также может привести к нарушениям в осанке .

Опираясь на данные исследований, свидетельствующих о том, как различные нарушения в ОДА влияют на формирование учебной деятельности , можно сделать вывод:

Вывод: Имеющиеся отклонения в здоровье и нарушения ОДА  дошкольников могут отрицательно сказаться на формировании навыков учебной деятельности.


 

Развитие социальных способностей и навыков:

В  ДОУ есть дети, которые с трудом устанавливают контакты, особенно со взрослыми, не всегда выполняют групповые правила и правила в игре, могут проявлять агрессивность, обидчивость, замкнутость. У этих детей снижен познавательный интерес в общении, они затруднялись рассказывать о себе, своих увлечениях, интересах. У некоторых детей низкая самооценка, боязнь совершить ошибку.

Вывод: незрелость эмоционально-волевой сферы, отсутствие социальной уверенности может стать причиной излишней агрессивности или апатии, вызвать чувство необоснованного страха и отторжения от школы.

  Кроме этого были выявлены  следующие проблемы:

- низкая работоспособность детей, быстрая утомляемость;

- недостаточно развитое произвольное внимание;

- трудности в развитии вербально-логического мышления;

- нарушения в эмоционально-волевой сфере (наличие у детей повышенной тревожности, трудности в общении со взрослыми и сверстниками, гиперактивность);

- слабо развита мелкая моторика, трудности в овладении письмом.

Таким образом, основываясь на данных проведенных в старших группах ДОУ  психолого-педагогических наблюдений были определены задачи и направления экспериментальной работы.

Задачи экспериментальной работы на 2011 – 2012 учебный год                                                  

1. Способствовать оздоровлению детей и снижению заболеваемости через внедрение в практику  здоровьесберегающих технологий    работе с  детьми, имеющими проблемы в здоровье.

2.Обеспечить профилактику школьной дезадаптации гиперактивных и медлительных детей путем своевременной диагностики и коррекции психологического развития  дошкольников.   

3.Обеспечить адресную и эффективную помощь детям, имеющим трудности в обучении и развитии через координацию работы всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителей-дефектологов, медицинских работников, воспитателей группы).                                                             

4.Повысить качество оздоровительной и коррекционной работы,  через взаимодействие с семьями воспитанников и оказание адресной помощи родителям,  имеющих детей с проблемами в здоровье и  развитии.                                                                                                                               

Направления экспериментальной работы:

  • Коррекционно-оздоровительная работа с частоболеющими детьми и детьми,  имеющими отклонения в ОДА;
  • Развитие социальных способностей и навыков
  • Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников
  • Развитие образного мышления и графических навыков у старших дошкольников

 2 этап – организация образовательной работы по выбранным направлениям

     ОПИСАНИЕ ПРОВОДИМОЙ РАБОТЫ ПО ВЫБРАННЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ

1. Коррекционно-оздоровительная работа:

- с детьми, имеющими отклонения в ОДА  (ответственный – инструктор по физической культуре Кузнецова С.А.) Проводится во всех группах ДОУ начиная со среднего дошкольного возраста.

 Задачи:                                                                                                                                                 

- формирование у детей естественного мышечного корсета 

- воспитание навыка правильной осанки    

- развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем

- развитие брюшного дыхания                                                                                                                         

- активизация и укрепление мышц стопы, профилактика плоскостопия.

Формы и методы работы с детьми:                                                                                                                                 - непосредственно организованная образовательная деятельность по физическому развитию детей;                                                                                                                                                                                 - проведение разгрузочных физкультурных пауз на занятиях познавательного цикла;                                            - оздоровительные гимнастики (в течение дня, после дневного сна);                                                         

- метод  проектов 

Используемые средства:                                                                                                                                  

- специальные упражнения                                                                                                                           

- различные методики самомассажа;                                                                                                                          

- упражнения на полусферах;                                                                                                                              

- упражнения с применением ортопедических и гимнастических мячей;                                                        

- дыхательная гимнастика;                                                                                                                                   

- упражнения с использованием тренажеров.

- С частоболеющими детьми: (ответственный – старшая медсестра Чубарова В.А., воспитатели групп)

Задачи:

  1. Способствовать повышению сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка через обеспечение успешной адаптации детей,  совершенствование системы закаливания, повышение двигательной активности.
  2. Создать условия для формирования привычек здорового образа жизни и осознанного отношения к собственному здоровью.

Формы и методы работы с детьми:

- непосредственно организованная образовательная деятельность по физическому развитию детей;                                                                                                                                                                                 - проведение разгрузочных физкультурных пауз на занятиях познавательного цикла;

- оздоровительные (дыхательные) гимнастики (в течение дня, после дневного  сна                                               

- метод  проектов.

Формы работы с родителями  по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей:

- выпуск газеты «Рябинушка: день за днем» (1 раз в квартал);

- консультации специалистов для родителей по разным вопросам оздоровления детей (1 раз в месяц);

- совместные мероприятия с родителями (Дни здоровья, спортивные праздники, совместные походы, открытые занятия для родителей);

- Клуб «Заботливых родителей»  (занятия с психологом  1 раз в месяц). 


 

3. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников

Задачи:

1. Способствовать снижению агрессивного поведения, создание положительного микроклимата в коллективе

2. Создавать условия для повышения уверенности ребенка, снижение чувства одиночества, тревоги, обучение способам  общения

3. Способствовать развитию внимания, навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, раи саморегуляции

4. Снижение конфликтности,  развитие умения договариваться

4. Развитие социальных способностей и навыков

Задачи:                                                                                                                                                                       

1) Способствовать развитию у детей социальных способностей и навыков                                               

 - формировать положительный образ «Я» через формирование положительной самооценки, чувства уверенности в себе;                                                                                                                             

- развивать способность к восприятию другого человека (т.е. умение видеть, слышать, чувствовать, понимать, сопереживать)                                                                                                                

2) Развивать у детей социальные навыки: умение вступать в контакт с другими детьми, координировать свои действия с действиями других, объединяться, договариваться, обращаться с просьбой, овладевать приемами разрешения спорных ситуаций;                                                                               

3) Совершенствовать межличностные отношения в группе, снять негативное отношение к отдельным детям.

 Работа ведется воспитателями экспериментальной группы и педагогом-психологом Бахиревой Е.В. Используются технология Н.Ю. Молостовой «Воспитание социально-адаптированного поведения у дошкольников».

Разработана специальная программа психологического сопровождения детей с проблемами в развитии эмоциональной сферы  

Формы  работы с детьми:

Занятия, утренние и вечерние ритуалы, игровая деятельность, минутки общения, дружеские посиделки, групповые дела.

Методы и приемы работы:

Игры, чтение детской литературы, упражнения, тренинги для закрепления поведенческого опыта детей, моделирование проблемно-игровых ситуаций и др.    


4. Развитие образного мышления и графических навыков у старших дошкольников

Задачи:

1. Способствовать развитию образных представлений об объектах и явлениях окружающего мира. Приобщать к ценностям национальной и мировой культуры, воспитывать уважение к труду людей, искусству.                                                                                                                                          

2. Повышать познавательную активность, осознание необходимости овладения письмом.                

3. Знакомить с основными законами композиции в двухмерном и трехмерном пространстве. Развивать зрительно-пространственную ориентацию на листе. Знакомить с понятиями «плоскость», «рельеф», «объем», с элементами цветоведения, использования цвета как средства выразительности композиции.                                                                                                                     

4. Способствовать формированию навыков графических движений, развитию произвольных движений.                                                                                                                                                      

5. Способствовать овладению приемами рисования разными материалами, освоению выразительных возможностей графических средств: точки, штриха, линии.                                        

6. Знакомить детей с основными техническими приемами работы с ножницами и бумагой – складывание листа, силуэтное и ажурное вырезывание по прямой, дугообразной линии, вырезание фрагмента встречными резами.                                                                                                                                                

7. Способствовать развитию творческих способностей.

 Работа ведется   Кузнецовой С.А. с детьми старшего дошкольного возраста в рамках дополнительного образования и  учителем-дефектологом Коробковой Л.В. в группе компенсирующей направленности  

№12.      Используется технология Н.В.Квач  «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5 – 7 лет».

          Формы работы с детьми:

- занятия (групповые, подгрупповые, индивидуальные);                                                                             

- совместная деятельность педагога с детьми  в процессе выполнения творческих заданий, в художественно-развивающих играх

- самостоятельная художественно-творческая деятельность детей;                                                                

- индивидуальная и подгрупповая работа с детьми.

        Методы и приемы работы:

1) Словесные:                                                                                                                                                      

- Беседы (обсуждения) на заданные темы                                                                                                       

- художественное слово (рассказы, сказки, стихи, потешки, пословицы, песни);                                    

- словесная инструкция.

2)      Наглядные:                                                                                                                                                   

- использование рисунков – образцов с  поэтапным рисованием;                                                     

- использование иллюстрации, репродукции, натуры.

3)      Практические:                                                                                                                                                        

- игровые приемы (инсценирование сказки, сюжета, создание образа предмета с помощью выразительного движения, голоса);                                                                                   

- пальчиковая гимнастика (обведение пальчиком формы, формообразующие движения в воздухе, прорисовка мокрым пальчиком формы на доске, проведение пальцем  по абрису формы барельефа, рисование на листах – пробниках, на доске, в воздухе);                                              

- упражнения в держании карандаша, кисти, направленные на подготовку кисти руки к рисованию;                                                                                                                                                          

- художественно-развивающие игры (задания, направленные на развитие навыков и умений в изобразительной деятельности).

3 этап – подведение итогов работы.


 

Результаты работы:

Данные промежуточного психолого-педагогического наблюдения, проведенного в конце учебного года (май 2012 г.) показывают:

По развитию  социальной уверенности:

Исследование показало,

- что у большинства детей на выходе из детского сада наблюдается адекватная самооценка (78% по сравнению с 36% по результатам вводной диагностики);

- У детей хорошо развиты социально коммуникативные умения в общении со сверстниками (58,3 % - высокий уровень, 33,3 % - на среднем уровне, на низком – 8,4 %); социально-коммуникативные умения и отношения ко взрослому (высокий уровень – 66,6%, средний – 33,4%, низкий отсутствует).

- В группе на сегодняшний день нет ребят с высокой степенью негативного психического состояния.

- Изучение межличностных отношений дошкольников показало, что на настоящий период нет в группе изолированных детей, значительно уменьшилось число непринятых детей в группе.

Положительная динамика наблюдается по всем показателям развития социальных умений и способностей у детей, что свидельствует о высокой результативности использования здоровьесберегающей технологии Н.Ю. Молостовой «Воспитание социально-адаптированного поведения у дошкольников».

Психофизиологическое  развитие  детей

Данные повторного исследования, проведенного в мае 2012 г. показывают (См. диаграмму):

- наблюдается общее оздоровление детей, улучшение функционального состояния всех систем организма, т.к. в процессе занятий шло целенаправленное воздействие на весь организм ребенка, учитывались  индивидуальные особенности развития каждого ребенка.

- значительное улучшение координации движений детей, ориентации их в пространстве (особенно у детей группы общеразвивающей направленности  № 8). Этому способствовало использование средств, ставящих детей в условия, при которых они вынуждены включать в работу необходимые мышцы (ортопедические мячи, балансиры, упражнения в равновесии).

- положительная динамика в развитии движений, повышение работоспособности и выносливости, улучшение внимания и саморегуляции  в двигательной деятельности.

- Решение проблем с координацией и развитием сенсомоторных способностей может служить  необходимым условием формирования правильной осанки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наблюдается улучшение – у  всех детей по всем параметрам обследования .

 Итак, положительная динамика в развитии детей по всем  направлениям экспериментальной работы свидетельствует:

- о высокой результативности экспериментальной работы

-  выбранные здоровьесберегающие технологии обеспечивают хорошие стартовые возможности детям при переходе на новую ступень образования.


 

    

Сравнительный анализ заболеваемости детей в ДОУ за 2009 – 2011 гг

О  качестве образовательного процесса невозможно говорить без обеспечения достаточного уровня физического развития детей,  сохранения и укрепления их здоровья. Основные показатели, которые характеризуют нашу деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей выглядят следующим образом:

Распределение детей по группам здоровья.

ГОД

ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ

ГРУППЫ  ЗДОРОВЬЯ

I

II

Ш

IV

2009

216

54/24,2%

137/61,4

28/12,5%

4/1,8%

2010

224

54/25%

131/60,6%

25/11,6%

6/2,8%

2011

225

38 /16,9%

169/75,1%

16/ 7,1%

2/0,9 %

                                                  

Анализ заболеваемости детей

 

Оцениваемые параметры

Годы обследования и анализа

(количество детей)

2009

2010

2011

1. Виды заболеваемости:

- ОБЩАЯ по МДОУ

         число случаев / на 1000

                 по району

 

1163

 

         1058

 

712

 

1213

 

1102

 

1649

- СОМАТИЧЕСКАЯ

 

 

 

- по ДОУ / на 1000

916

471

804

- по району

770

939

1310,7

2.Пропуски по болезни   одним ребенком:

8,6

11

12

3. Количество часто болеющих детей

4

2

3

                          

 


 

    

     Заболеваемость детей за 2010, 2011 г.

 

Контингент

Общая заболеваемость

ОРВИ и грипп (кол-во случаев)

Пропуск по болезни

Пропуск по болезни 1 ребенком

2010 г.

2011 г.

2010 г.

2011 г.

2010 г.

2011 г.

2010 г.

2011 г.

Всего

194

284

113

206

2601

2680

11

12

Ясли

41

38

29

31

321

287

15

14,5

Д/сад

153

246

84

175

2280

2381

11

12

 

Вывод:

Из представленных таблиц видно, что за последние два года наблюдается снижение численности детей с 1 и 3  группой здоровья, и увеличение детей со 2 группой здоровья. Это говорит о том, что  в ДОУ в основном поступают дети с какими-либо  имеющимися функциональными нарушениями в работе систем и органов. Неблагоприятная эпидемиологическая обстановка осенью и зимой 2010 и 2011 г по ОРВИ и гриппу дала рост общей и соматической заболеваемости из-за более тяжелого протекания болезни и наличия осложнений у детей.

 Все вышесказанное ставит перед коллективом ДОУ задачу дальнейшего поиска средств для повышения  эффективности оздоровительной работы с дошкольниками при условии всестороннего учета индивидуальных особенностей ребенка, обеспечения максимально полной и ранней социальной адаптации, в том числе детей, имеющих проблемы в здоровье и психическом развитии.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?