главное меню

авторизация

РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР

 

   Добро пожаловать на страницу нашего Ресурсного центра, созданного для сбора и распространения эффективного опыта работы педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений Ленинского района г. Нижнего Новгорода.

   В резолюции августовской конференции педагогических работников Ленинского района одними из приоритетных направлений работы на 2014-2015 учебный год стали обеспечение открытости деятельности образовательных учреждений как важного фактора для возможности получения информации об образовательном процессе и дальнейшее расширение единого информационного образовательного пространства, формирование общедоступных информационных ресурсов. Ресурсный центр является не только аккумулятором идей, но и поставщиком методического продукта для педагогов и родителей воспитанников ДОУ.

 ЦЕЛЬЮ Ресурсного центра является

создание и использование информационно - методического образовательного комплекса района для повышения компетентности педагогических кадров по вопросу организации взаимодействия с родителями.

ЗАДАЧИ:

1. Анализ и изучение опыта, имеющегося в практике работы дошкольных образовательных учреждений, по вопросам организации взаимодействия с семьями воспитанников.

2. Информирование педагогических работников ДОУ о новых направлениях развития ДО; новых методических разработках, практических материалах, накопленных педагогическими коллективами учреждений; создание медиатеки современных методических материалов, осуществление информационно - библиографической деятельности.

3.Установление эффективных связей между дошкольными образовательными учреждениями Ленинского района города Нижнего Новгорода; создание профессионального педагогического сообщества; подготовка и проведение открытых мероприятий для педагогических работников ДОУ Ленинского района г. Нижнего Новгорода, направленных на повышение качества работы; обобщение и распространение имеющегося у Ресурсного центра положительного опыта реализации соответствующего направления образовательной деятельности.

4. Методическая и консультационная поддержка педагогических работников ДОУ Ленинского района г. Нижнего Новгорода.

ФОРМЫ организации работы:

  • создание странички Ресурсного центра по повышению педагогического мастерства, внедрению передового педагогического опыта, освоению педагогами современных подходов к организации взаимодействия с семьей;
  • консультации, в т.ч. по предварительной договоренности;
  • формирование общедоступных информационных ресурсов: медиатеки, копилки методических рекомендаций и практических материалов;
  • тематические семинары

Телефон для связи: 251-70-12

 

ПЛАН работы Ресурсного центра по организации взаимодействия с семьей  на 2014-2015 учебный год ЗДЕСЬ

 

ПОЛОЖЕНИЕ о Ресурсном центре МБДОУ №430 от 11.09.2014 года ЗДЕСЬ

 

Работа РЦ - делимся педагогическим опытом:

 

В 2015-2016 учебном году районный Ресурсный центр работает по направлению здоровьесбережения совместно со школой 

 

ПЛАН работы Ресурсного центра по здоровьесбережению на 2015-2016 учебный год ЗДЕСЬ
        

        Цель: распространение передового педагогического опыта работы ДОУ в масштабах района по проблеме сохранения и укрепления здоровья, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста

 

Опыт работы по здоровьесберегающим педагогическим технологиям:

 

 

 

В 2016-2017 учебном году в нашем ДОУ продолжает работать районный ресурсный Центр  здоровьесберегающих технологий "Детство-территория здоровья"

 

 

 

ПЛАН работы Ресурсного центра по здоровьесбережению на 2016-2017 учебный год  ЗДЕСЬ

МБДОУ № 352

МБДОУ № 430

 

 В 2017-2018 учебном году в нашем ДОУ продолжает работать районный ресурсный Центр здоровьесберегающих технологий "Детство -территория здоровья"

План работы Ресурсного центра по здоровьесбережению на 2017-2018 учебный год здесь

 

Из опыта работы воспитателя Палавиной В.Н.:

 

Перспективный план

по развитию двигательно-экспрессивных умений

у детей старшего дошкольного возраста

Подготовила:

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 436»

Палавина В.Н.

Цель

Задачи

Подвижные игры и

творческие задания

Материалы и оборудования

 

Сентябрь

 

Развитие модально-специфических и пространственного факторов

 

1.Формирование сенсомоторных
координаций на всех уровнях и зрительно
моторных на уровне
«глаз-глаз».

2. Формирование ориентационно- пространственной схемы тела

3.Развитие кинестетической основы
движения
: чувствительности кожи.
ладоней, «мышечных» ощущений кисти и
пальцев
.

4.Развитие групповой сплоченности

 

 

Игры направленные на
развитие умения свободно
владеть своим телом
«Волшебная фигура»
«
Музыкальный образ»
Игровые задания
направленные на ориентировку
как в схеме собственного тела
,
так и в пространстве
относительно себя
/справа,
слева/

«Повтори за мной»

«Найди свой дом»
«
Вращение разными частями
тела
»

Образные задания для
развития чувствительности
кожи ладоней

«Умные руки»

«Мячик»

«Барабан»

Подвижные игры на развитие
групповой сплоченности и
осознание своей
принадлежности к группе
.
Например, подвижная игра
«иголка и нитка» где участвует
вся группа

 

1.Коврик для каждого ребенка.

2. Музыка с различным настроением

3. Зрительные ориентиры: резиновые круги, модули, длинная веревка, кегли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь

 

Развитие кинетического и пространственного факторов

 

1.Развитие умения детей свободно
ориентироваться в схеме тела и в
пространстве вокруг себя
.
2.
Формирование сенсомоторных
координаций на всех уровнях
.

3 .Формирование ориентационно-
пространственной схемы.

4. Развитие слухового внимания и

слухового восприятия.                                               _

5. Формирование социально-
коммуникативных умений, умения
следовать групповым правилам
взаимодействия со взрослыми и детьми и
развитие групповой сплоченности
.

 

 

Игровые упражнения
направленные на ориентировку
в схеме тела

«Покажи части тела»
«
Чудесная тропинка»

«Скажи без слов»

«Образ»

«Волшебные птицы»

«Игра с мишками» также
направленные на развитие
психомоторики
.

Подвижные игры с
использованием сигналов
разной громкости
,
направленные на развитие
слухового внимания

«Иголка и нитка»

«Будь внимателен

«Слушай звуки», также
направленные на развитие
групповой сплоченности

 

 

1.Зеркало в рост ребенка

2.Сделанные руками детей атрибуты, необходимые для создания соответствующей среды осеннего леса

3.Яркие накидки

4.Музыка,передающая настроение осеннего леса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

Развитие кинетического и пространственного факторов

 

1. Формирование сенсомоторных координаций на всех уровнях.

2. Развитие равновесия и вестибуломоторной устойчивости.
З
.Развитие умения осуществлять
двигательные композиции
.

4.Развитие способности воображению и
формирование социально
-
коммуникативных умений.

 

 

Телесно-ориентированные

задания:

«Огонь»

«Ветер и облака»

«Вода», где идет активизация
зрительного восприятия
-
точно повторить движения за
воспитателем
; слухового
восприятия
- услышать
вовремя музыкальный акцент в
движении
; пространственного
восприятия
- использовать все
пространство зала в движении
.
Игры направленные на
удержание темпа в равновесии
,
с быстрой сменой положений
тела

«Земля»

«Стрижи»

«Поляна превращений»
Образные задания
позволяющие самим детям
придумать двигательную
композицию

«Танец листьев»
«
Придумай образ»
«
Волшебные снежинки»

 

 

1.Зеркало

2.Коврик для каждого ребенка

3.Музыка, соответствующая состоянию воды, огня, ветра.

4.Накидки синего цвета (по количеству детей)

5.Перчатки для всех детей красного цвета

6.Картинки с изображением разных поз тела

7.Зрительные ориентиры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

 

Интеграция факторов социоэмоционального развития

 

1.Развитие сенсомоторных координаций,
через активизацию зрительного,
слухового, тактильного и
пространственного восприятий
2.Развитие материализованных форм
движения
/согласно движения правой и
левой половин тела
/

З.Развитие ассоциативного мышления и
эмоциональной восприимчивости
.
4.Развитие способности к творческому
самовыражению
.

 

 

Образные задания под музыку,
позволяющие включать
движения одновременно или
поочередно правую и левую
половины тела

«Птицы»

«Снежинка»

«Разноцветный пластилин»
«
Льдинки»

Игры, направленные на
развитие ориентации в
пространстве
с привлечением
зрительного
, слухового
контроля

«Точно повтори»

«Угадай звук»

«Найди свой дом»

Игровые задания,
направленные на развитие у
детей творческих способностей
«Разные снежинки»
«
Придумай движение»

«Необычное угощение»

 

 

1.Рисунки с изображением дома Снежной королевы, Зимы.

2.Вырезанные снежинки на каждого ребенка (2-3 штуки). Белые накидки по количеству детей.

3.Коврик для каждого ребенка.

 

 

 

 

Январь

 

Интеграция факторов социоэмоционального развития

 

1.Развитие воображения и творческой
фантазии.

2.Развитие сенсомоторных координаций
через активизацию разных видов
восприятия.

З.Развитие способности ориентироваться в
пространстве: формировать способность
удерживать произвольные и
непроизвольные движения в нужном направлении
.

4. Поддерживать интерес детей к своим движениям и действиям.

 

 

 

Образные упражнения

                             «Свеча»       

«Снежинка»
«
Деревья», позволяют

проявить в одном задании и
движение тела
, и ориентацию в
пространстве и творческий
подход
, также использование
образных движений
обеспечивает развитие

 сенсомоторных

координаций

через активизацию разных
ви
дов восприятия.
По
движные игры с правилами

на развитие у детей выносливости,

 равновесия, координации

«Птицы»

«Путешествие»

«Снежки»

«Елочные украшения»

«Сильный ветер»

«Необычные снежинки»

«Волшебная полянка»

«Кого можно встретить в холодной

стране»

 

 

 

1.Маски животных, сделанные руками детей.

2.Стулья (по количеству детей).

3.Атрибуты для создания соответствующей среды «Зимний лес» (снежинки и т.д.)

Февраль

 

Познание ребёнком окружающего мира и себя в нём с помощью движения

 

1. Развитие умения детей адекватно реагировать в ситуациях игрового коллективного взаимодействия, а также на формирование направленного внимания к собственным ощущениям при движении

2 Развитие сенсорных координаций через активизацию зрительных, тактильных и вестибулярных процессов.

3 Развитие физических качеств, как быстрота и координация движений.

4 Формирование направленного внимания к собственным ощущениям.

 

Подвижные игры

«Волшебная стена»

«Угадай, что я нашёл»

«Иголка и нитка»

«Скользкие камни»

Задания:

«Геометрическая дорожка»

«Домики»

«Ловкие руки»

«Иголка и нитка», которые учат детей чётко и быстро реагировать на сигнал воспитателя, точно воспроизводить заранее обговоренную форму.

Задания, направленные на развитие способности к мышечной релаксации:

«Мягкий ковёр»

«Мягкая игрушка»

«Волшебное превращение»

 

 

1.Карточка с изображением  геометрических фигур (круг, овал, треугольник, квадрат).

2.Напольльные покрытие.

3.Колокольчик.

4.Рисунки детей «Мой дом».

Март

 

Развитие творческого движения ребёнка посредством взаимодействия в предметно-двигательной среде

 

1.Формирование телесного образа «Я» и умения детей контролировать мышцы рук и ног с помощью напряжения и расслабления.

2.Развитие умения понимать и выражать свои желания выразительными движениями /невербальными средствами/

3.Формирование оптимального двигательного стереотипа

4.Формирование ориентационно-пространственной схемы тела в статике и движении.

5.Формирование направленного внимания к собственным ощущениям

 

Телесно-ориентированные упражнения:

«Весёлые спортсмены»

«Зима-Весна»

«Ледяные фигуры»

«День-Ночь», где осуществляется развитие таких двигательных навыков и качеств, как гибкость, подвижность, ловкость и точность.

Упражнения и игры

«Птицы»

«Ручейки»

«Таяние льда»

«Страна тишины», где дети просто свободно ориентируются в своём теле, а уже осознанно двигаются, ощущая свое тело, а также
у
чатся владеть собой, своими
мышцами, замирая или
выполняя медленное образное
движение
.

Упражнение на произвольную
регуляцию мышечной
релаксации

«Веселое облачко»

«Сильный ветер»

 

 

1.Музыка в разном ритме.

2.Разнообразные накидки.

3.Нарисованная бабочка.

4.Зеркало в рост ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

 

Развитие творческого потенциала, кинетического и пространственного факторов

 

1 . Формирование произвольной регуляции
движений, развитие индивидуальности
ребенка

2.Развитие сенсомоторных координаций
через активизацию тактильных, слуховых,
зрительных и вестибулярных процессов
3
.Формирование телесной идентификации
и произволь
ной регуляции

4.Развитие умения детей осуществлять
графические двигательные композиц
ии

 

 

Творческие игры и задания,
позволяющие активизировать
тактильное восприятие
«Дра
кон кусает свой хвост»
«идем в пещеру»

«Берег»

«Воздух - земля»

Слуховое восприятие
«
День-Ночь»

«Дождь»

«Акула»

Зрительное восприятие
«Подводный мир»
«
Заколдованная пещера»
«Настроение цветов»
Вестибулярное восприятие
«Прид
умай любое движение»
«Смелый охотник»

«Четыре позы»

«Шарик»

Игры на контролирование
ча
стей тела и мышц лица
«За
колдованный принц и
прин
цесса»

«Извилистый проход»
«М
ячик»

«Подзорная труба»
Т
ворческие самостоятельные
упр
ажнения, где ребенок
уч
ится соединять элементы
дв
ижений в единую
дв
игательную композицию
«В
олшебный подарок»
«Прид
умай движение»
«Об
лако»

 

 

1.Музыка (медленная, быстрая, веселая, грустная).

2.Пиктограмма разных эмоциональных состояний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май

Интеграция факторов социоэмоционального развития

1.Формирование комплекса
сенсомоторных координаций.

2.Развитие комплексов двигательных
действий /владение основными видами
движений и развитие физических качеств/
3. Формирован
ие телесной идентификации
и произвольной регуляции

4.Развитие умений осуществлять двигательные композиции

Игровые задания:
«Угадай и
изо
брази»/изображение
жи
вотных/

«Дорожка» /ходьба с
отк
рытыми и закрытыми
г
лазами/

Подвижные игры

«Поезд» - умение реагировать
на с
игналы

«Веселые ладошки»-развитие

ритмически сложных

способностей

«День и ночь» - развитие

равновесия

Игровые задания

«Повтори за мной» - умение

ориентироваться в схеме

собственного тела

«Необычная фигура»

«Найди свой дом» -

ориентировка в пространстве

вокруг себя

«Умные руки»

«Что умеет наше лицо»

«Мячик»

«Барабан»

«Найди свой дом» - контроль

разных частей тела

Игровые задания

«Музыкальный образ»

«Придумай движения» -

умение самостоятельно

соединять элементы движений

в единый образ.

Ранее используемые средства.

 

***

Перспективный план работы с родителями

Подготовила:

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 436»

Палавина В.Н.

Месяц

Цель

Формы работы с родителями

 

Сентябрь

Развитие модально-специфических и пространственных факторов.

1.Анкетирование родителей

«Инновации в ДОУ».

 

2. Индивидуальное консультирование: знакомство родителей с результатом диагностики двигательно-экспрессивного развития ребенка, формирование рекомендаций с учетом особенностей развития ребенка.

 

Октябрь

Развитие кинетического и пространственного факторов.

Оформление в родительском уголке картотеки подвижных игр, игровых упражнений, образных заданий для развития   двигательно-экспрессивных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Ноябрь

Развитие кинетического и пространственного факторов.

Оформление в родительском уголке рекомендаций по использованию телесно-ориентированных игр для развития ребёнка.

Декабрь

Интеграция факторов социоэмоционального развития.

Беседа с родителями

«Развитие психомоторики как важнейший аспект подготовки ребёнка к школьному обучению».

Январь

Интеграция факторов социоэмоционального развития.

Консультация для родителей по теме: «Использование игровых упражнений для снятия психоэмоционального напряжения у детей».

Февраль

Познание ребёнком окружающего мира и себя в нём с помощью движения.

Оформление в родительском уголке картотеки игровых упражнений на тему: «Развиваем руки – развиваем интеллект, речь, готовим мышцы к письму».

Март

Развитие творческого движения ребёнка посредством взаимодействия в предметно-двигательной среде.

Консультация для родителей по теме: «Музыка и движение, как средства эмоциональной разрядки».

Апрель

Развитие творческого потенциала, кинетического и пространственного факторов.

Консультация для родителей по теме: «Роль взрослых в формировании индивидуальности ребенка».

Май

Интеграция факторов социоэмоционального развития.

1. Проведение итогового родительского собрания с целью информирования родителей о результатах инновационной работы.

 

2. Оформление выставки рекомендаций для родителей по данному направлению, фотовыставка.

 

3. Привлечение родителей к накоплению материалов, пополнение предметно-развивающей среды.

 

***

Картотека подвижных игр и творческих заданий

 

 

 

по развитию у детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

двигательно-экспрессивных умений

 

 

 

  • Игры, направленные на развитие внимания, памяти

     

 

Название

Цель

Выполнение

Усложнение

«Поезд».

 

Развивать умение чётко реагировать на сигналы в соответствии с речевой инструкцией.

Дети встают друг за другом, руки ставят на плечи впереди стоящего. Двигаются в пространстве занаправляющим по любой траектории (круг, прямоугольник, змейка). Перед игрой детей знакомят с сигналами.

Сигнал:

«Поезд» - дети строятся друг за другом и идут за направляющим.

«Стоп» - дети останавливаются.

«Разбежались» - дети врассыпную разбегаются по залу.

Дети перемещаются по залу, а педагог чередует команды в любом порядке.

 

«День и ночь».

Развивать умение чётко реагировать на сигналы в соответствии с речевой инструкцией, развивать равновесие, стоя на одной ноге, руки в стороны.

 

Детям предлагается образ Аиста.

На сигнал «День»: дети в образе аиста ходят по залу (руки через стороны вверх-вниз, высоко поднимая прямые колени).

На сигнал «Ночь»: дети стоят на одной ноге, держа руки в стороны.

На сигнал «Ночь» предложить детям закрыть глаза.

 

«Найди свой дом».

Развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве.

Дети стоят в кругу и запоминают своё место. На один хлопок дети разбегаются врассыпную. На сигнал «Домой» - дети встают в круг на свои места.

В виде «Дома» дети выбирают любое место в зале. Сначала это место выбирают сами дети, а затем может и педагог.

 

«Четыре позы».

Способствовать формированию умения использовать невербальные способы общения; развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве.

Педагог показывает детям четыре разных позы с учетом мимики, пантомимики и жестов, а также расположению в пространстве. Например, первая поза: педагог стоит в центре зала, улыбается; вторая поза: в правом углу, сидя, руки в стороны, грустное лицо; третья поза: в левом дальнем углу, лежа на полу; четвертая поза: и т.д. Дети в той же последовательности воспроизводят эти позы.

 

 

 

 

«Стоп».

Развивать умение чётко реагировать на сигналы в соответствии с речевой инструкцией.

Дети врассыпную бегают по залу.

На сигнал «стоп» дети останавливаются-замирают.

На сигнал «побежали» дети разбегаются.

Когда дети замерли можно ввести счет. Например, счет до пяти, на слово «пять» - дети разбегаются.

 

«Ниточка и иголочка»

Развитие групповой сплоченности, осознание своей принадлежности к группе, развивать умение чётко реагировать на сигналы в соответствии с речевой инструкцией.

 

Дети берутся за руки, взрослый впереди. Взрослый - «Иголочка», дети - «Ниточка», и они стараются двигаться в пространстве точно так, как и ведущий. Сигнал взрослого «Ой»: дети разбегаются врассыпную. Сигнал взрослого: «Ниточка» - дети собираются друг за другом, в том же порядке.

 

«Запомни свою позу».

 

Развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве.

Дети стоят в кругу, каждый ребёнок должен встать в любую позу, соответствующую образу животного и запомнить её. Когда звучит музыка, все дети разбегаются, с её окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.  

 

«Ручейки и озера».

 

Развивать умение чётко реагировать на сигналы в соответствии с речевой инструкцией.

Дети врассыпную бегают по залу.

На сигнал «ручейки» - дети встают друг за другом, руки кладут впередистоящему на плечи и змейкой перемещаются по залу.

На сигнал «озера» дети встают в круг, берутся за руки и выполняют волнообразные движения. После этого разбегаются.

 

 

 

 

  • Игры и задания с изображением разных образов

     

 

Название

Цель

Выполнение

Усложнение

«Необычные превращения»

 

Развивать воображение, развивать умение чётко реагировать на сигналы в соответствии с речевой инструкцией.

Взрослый и дети стоят в кругу. На слова взрослого: «Один, два, три - любое животное замри!» Дети замирают в позах животных.

Затем: «Один, два, три - любое растение замри!» Дети замирают в позах растений.

И, наконец: «Один, два, три любой предмет изобрази». Дети замирают в виде предметов (например: стул, игрушка, чашка и т.д.).повтор сигнала 2-3 раза.

 

«Обезьянка»

Развивать умение детей создавать знакомый образ с помощью выразительных движений.

Взрослый изображает обезьянку, а дети за ним повторяют. Сначала стоя на месте, а затем прыжки по всему залу. Стараемся в движении удерживать образ обезьянки.

Выразительные движения: ноги чуть присогнуты в коленях, руки свободно болтаются вдоль тела, голова выведена чуть вперед. Прыжки на месте на двух ногах, вправо-влево и по залу в разные стороны. При этом можно издавать звук: «Ух-ух-ух».

 

«Звуки в лесу»

Развитие слухового анализатора.

Взрослый предлагает детям сесть или лечь на пол и послушать звуки. Кто догадается, что за звук - называет его.

1-й вариант: возможно использование кассеты, где есть звуки живой природы: шуршание листьев, дождь, щебет птиц и т.д..

2-й вариант: взрослый предлагает прислушаться к звукам вообще, кто что услышит (например, шаги, разговор, хлопанье дверью, дыхание и т. д.).

3-й вариант: взрослый издает любые звуки, а дети должны догадаться, что это за звук, например: звон ключей, хлопок в ладоши, стук по стеклу, звон колокольчика, использование разных музыкальных инструментов и т.д.

4-й вариант: откуда идет звук? Взрослый берет колокольчик. Глаза у детей закрыты. Дети должны показать рукой, откуда идет звук: сверху, справа, слева т.д.

 

 

«Падающий лист»

Развитие творческих способностей у ребёнка.

Взрослый и дети садятся в круг, и взрослый предлагает детям только рукой показать траекторию падения листика. Дети выполняют это задание самостоятельно под музыку, по очереди.

Затем взрослый предлагает показать, как падает лист, задействуя все тело. По желанию детей можно делать движение или всем одновременно, но свое, или по очереди. Взрослый обязательно отмечает насколько по разному и творчески дети выполнили это задание.

 

«Повтори за мной»

Развивать у детей умение работать во всем пространстве зала.

Взрослый показывает небольшие этюды, а дети за ним повторяют. Сначала взрослый с детьми идут в путешествие, затем они захотели пить. Ищут воду, осматриваются. Увидели ручеек - обрадовались.

Выразительные движения: подпрыгивают, улыбаются. Дотрагиваются до воды. Она холодная. Набирают в руки. Делают вид, что пьют. Надо идти дальше. Переходят через ручеек. Прыгают с камушка на камушек, стараясь удерживать равновесие. Идут дальше. Вдруг пошел «дождь». Убегают от него в укрытие. Играют. Ловят капельки дождя ладошками. Шли-шли и пришли к речке, морю (что больше знакомо детям).

Взрослый предлагает детям изобразить, как бы они поплыли. Затем изображают волны и то, что смогут предложить дети.

 

«Водоросли»

Развивать у детей умение выполнять волнообразные движения руками, ногами, туловищем под музыку.

Педагог показывает, а дети за ним повторяют волнообразные движения руками – вправо, влево, вперед, вниз, вверх, назад. Поочередно, вместе и по очереди.

Волнообразные движения ногами – вперед, назад, вправо, влево.

Волна- туловище вправо, влево.

Волнообразные движения головой – вперед, вправо, влево.

Сначала задание выполняется стоя на месте. Дети учатся выполнять эти движения.

Потом упражнение выполняется с шагом вперед, назад, вправо, влево.

 

 

 

 

  • Игры и задания, способствующие развитию

  • мышц рук кистей и пальцев

 

Название

Цель

Выполнение

Усложнение

«Маленький шарик»

Развитие кинестетической основы движения: чувствительности кожи ладоней, «мышечных» ощущений кисти и пальцев.

Дети сидят по кругу, руки перед собой, пальцы вместе.

Подносим руки ко рту и надуваем шарик в три приема: 1 - чуть подули, пальцы раскрыть чуть-чуть, 2 - подуть, пальцы раскрылись до середины; 3 - подуть, пальцы зафиксировать в форме шара. Обратить внимание на то, чтобы пальцы были полукруглые.

После того как дети «надули» мячик, надо его рассмотреть - вращение вперед-назад и показать другу, не меняя формы тому, кто сидит справа, и тому, кто сидит слева.

Потом вдруг шарик сдувается со звуком «ш-ш-ш» в исходное положение (и.п.), и дети надувают его снова (в три приема). После того как шарик надули во второй раз, взрослый проверяет, насколько упругий шарик получился у детей. Сначала он пытается как бы смять шарик, детям надо напрячь мышцы пальцев, и тогда шарик останется цел.

Затем взрослый как бы пытается развести руки детей в стороны (здесь уже необходимо напрячь мышцы рук).

 

«Большой шарик»

Развитие кинестетической основы движения: чувствительности кожи ладоней, «мышечных» ощущений кисти и пальцев.

Дети стоят в кругу. Взрослый предлагает им надуть большой шарик.

Сидя на корточках, надуваем шар в три приема.

1 - дуем, чуть привстаем, чуть раскрываем руки в стороны,

2 - дуем, привстаем, раскрыли руки,

3 - дуем, встаем, ноги на ширине плеч, руки в стороны, только полукруглые спина чуть округлена.

На сигнал взрослого «хлопок» - сдуваемся, постепенное расслабление тела: опускаем голову, расслабляем руки, наклоняемся вперед и медленно и плавно опускаемся на пол со звуком: «ш-ш-ш». Повтор 2-3 раза.

 

«Воздушный шар»

Развитие пространственного фактора.

Дети сошлись в центр круга, держась за руки. Надуваем в три приема.

1 - делаем из круга один шаг назад,

2 - делаем из круга еще один шаг назад,

3 - расходимся в свободный круг так, чтобы руки детей были свободно опущены чуть вниз.

На сигнал взрослого сдуваемся (сходимся) в центр круга со звуком: «ш-ш-ш». Повтор 2-3 раза.

Затем взрослый предлагает воздушному шару полетать. Дети легко бегут по кругу, одновременно перемещаясь в пространстве зала, но при этом важно сохранить форму шара. Когда «шар» сменил несколько направлений полета (3-4), на сигнал взрослого «Шар лопнул» дети отпускают руки и свободно, медленно опускаются на пол или разбегаются в разные стороны.

На сигнал взрослого «Воздушный шар» дети собираются в круг и полет продолжается. Повтор 2-3 раза.

 

«Изобрази круглую форму»

Развитие кинестетической основы движения.

Взрослый предлагает детям изобразить круглую форму с помощью пальцев кистями двух рук одновременно, руками.

 

«Свеча»

Развитие и укрепление мышц кистей рук.

Луч диапроектора направляем на экран или на светлую, однотонную стену и взрослый показывает с помощью движений кисти пламя свечи, а дети должны догадаться, что это такое. После того как дети догадались, взрослый предлагает детям изобразить огонек по показу.

Выразительные движения: рука перед собой, кисть расположена пальцами вверх. Сначала плавные движения пальцами. Затем волнообразное движение кистью от пальцев вправо-влево, движение кистью о запястья.

 

«Снежки»

Развивать умение чётко реагировать на сигналы в соответствии с речевой инструкцией.

Дети берут воображаемый снег, делают 2-3 формирующих движения, замахиваются и кидают снежок. Кидаем снежок в разные стороны, стараемся кинуть как можно дальше и кидаем и правой, и левой руками по очереди.

После того как дети достаточно свободно показывают бросание снежков, не пропуская формирующие движения, взрослый вводит сигналы.

Сигнал:

«Вверху» - это значит, что в детей летят снежки поверху и им надо наклониться или присесть.

«Внизу» - это значит, что в детей снежки летят понизу и им надо подпрыгнуть. Длительность игры определяется желанием детей.

 

 

 

 

  • Игры и задания, способствующие развитию коммуникативных навыков

 

Название

Цель

Выполнение

Усложнение

«Изображение эмоциональных состояний»

Развивать умение детей адекватно использовать мимику, пантомимику, жесты.

Взрослый просит детей изобразить сначала состояние грусти (при этом ничего не показывая), затем состояние радости и удивления.

 

«Волшебные картинки»

Развитие эмоциональной открытости.

 

Взрослый показывает детям картинки с изображением животных в разных эмоциональных состояниях, например: кошка зашипела, мышка улыбается, кошка плачет и т.д. и дети изображают это животное.

Методические рекомендации. Необходимо, чтобы ребенок точно воспроизводил позу, мимику и жесты изображенного животного.

 

«Вкусный банан».

Развивать умение детей контролировать мышцы лица (мимические упражнения в игре).

Обезьянкам принесли бананы. Выразительные движения: поглаживаем живот одной рукой. Мимика: глаза прикрыты, улыбка, облизываем губы, как бы говорим про себя: «Вкусно», хочется спать.

Из исходного положения лежа на полу дети приподнимают голову, принюхиваются, оглядываются, улыбаются и быстро бегут туда, где лежат воображаемые бананы и берут один банан. Дети садятся в круг. В руке воображаемый банан, очищают его, кусают. Сначала «большой кусок» - мимическое упражнение: жуем, щеки как бы надуты. Затем «средний кусок» - щеки поменьше, жевательные движения. «Маленький кусочек» - обычные жевательные движения.

 

«Психоэмоциональное проживание (радость, испуг, гармония)»

Развивать умение сохранять гармоничный настрой, несмотря на смену действия.

 

«Радость». Замереть в любой позе, обозначающей дерево (ребенок придумывает сам).

Легкое покачивание с постепенным расслаблением тела. Голова слегка запрокинута назад, мышцы лица расслаблены, улыбка, глаза закрыты (по желанию детей).

«Качание веток»

Стоя на месте, мягкое поочередное качание руками вверх-вниз, как будто кто-то их касается.

«Испуг»

И.п. - то же.

Тело немного сжалось, дрожание кистями.

Мимика: глаза широко раскрыты, рот открыт.

Закончить упражнение: замереть в позе, отражающей испуг.

«Принятие гармоничного состояния под музыку». Выполнение мягких плавных движений руками в сочетании с кружением и постепенным расслаблением тела.

 

«Попробуй изобрази»

Развивать умение контролировать своё поведение в соответствии с заданными правилами, развивать творческие способности ребенка.

Взрослый предлагает каждому ребенку найти себе пару. Это можно сделать, договорившись по желанию детей, а можно в виде игры: дети разбегаются, на сигнал взрослого - хлопок - дети собираются в пары.

После того как все разделились по парам, взрослый предлагает детям вдвоем изобразить один предмет. (Детям в этом случае обязательно придется договариваться).

Взрослый показывает карточку с изображением круглого предмета, а дети в парах изображают. Необходимо, чтобы дети поняли, что именно вдвоем надо изобразить один предмет, то есть они часть целого. Сначала взрослый показывает наиболее знакомые и простые изображения; (например: яблоко, кольцо, колесо).

После того как взрослый убедился, что дети егопоняли, он показывает картинки с усложнением (например: змея свернулась кольцом, глобус и т.д.). И в конце игры взрослый может предложить детям самим придумать какой-нибудь круглый предмет, вещь и т.д. и изобразить его, чтобы другие пары угадывали.

«Угадай эмоциональное состояние»

Развивать способность ребёнка понимать эмоциональное состояние других детей.

Дети по очереди загадывают эмоциональное состояние (изображают его), а другие дети должны отгадывать, что за эмоциональное состояние им показывают. После того, как эмоциональное состояние было отгадано, дети его повторяют за ведущим. Затем выходит следующий ребенок и загадывает свое эмоциональное состояние и т.д.

Возможные психоэмоциональные состояния: радость, испуг, удивление, гнев, грусть, интерес, отвращение, любопытство, сосредоточенность, задумчивость и т.д.

 

 

 

 

  • Игры и задания, способствующие развитию фантазии,

    воображения и творческих способностей

     

 

Название

Цель

Выполнение

Усложнение

«Музыкальный образ»

Развивать умение детей доводить начатое дело до конца.

Взрослый вместе с детьми прослушивают музыкальное произведение (например напоминающее море, волны и т.д.)

Вопрос к детям: «Ребята, что вы услышали в этой музыке?»

Каждый ребенок отвечает, а затем взрослый включает музыку и предлагает детям воспроизвести тот образ, который он выбрал (например «Вода»). Необходимо посмотреть, как двигается ребенок в процессе творческого задания, насколько свободные его движения, нравится ли ему то, что он делает, и главное, доведет ли он начатое дело до конца.

 

«Придумай движение»

Развивать умение детей осознавать выполняемые действия (рассказывать о выполненномдействии)

Взрослый предлагает придумать движение и показать его. Один ребенок показывает, все остальные повторяют.

По желанию детей можно использовать музыку.

 

 

«Необычные деревья»

Развивать воображение и   творческие способности детей.

Дети (в накидках) встают парами. В паре дети могут стоять спиной друг к другу или друг за другом. Взрослый хлопает в ладоши. Хлопок - смена позы. Повтор 5-6 раз.

 

«Небо»

Развивать фантазию детей.

Дети лежат в расслабленном состоянии на полу. Взрослый включает плавную музыку и предлагает им представить, что они лежат, смотрят на небо, а по небу летят облака разной формы.

После того, как дети самостоятельно пофантазировали, взрослый подходит к каждому ребенку и спрашивает какой формы облака он увидел (это могут быть и животные и предметы и т.д.), затем взрослый просит детей двумя руками одновременно обрисовать в воздухе, увиденное облако.

 

«Танец огня»

Развивать воображение и   творческие способности детей.

Дети сидят в кругу. Взрослый предлагает детям послушать незнакомую музыку и придумать, как танцует огонь. Задание выполняется самостоятельно. Взрослый второй раз включает музыку, а дети в движении придумывают танец.

Методические рекомендации. Не обязательно, чтобы ребенок двигался на протяжении всей музыкальной композиции. Это может быть и 30 секунд, и одна минута, и т.д

 

«Танцующие снежинки»

Развитие творческих способностей ребёнка, его способность к самостоятельности и оригинальности мышления.

Взрослый включает музыку. Дети встают в круг и все движения повторяют за ним.

Плавные движения руками вверх-вниз, вперед и в стороны.

В кружении расходимся из круга и сходимся в центре.

Соединяем правые руки вверху и идем по часовой стрелке под музыку, затем меняем руку и идем в другую сторону.

Разбегаемся в свободном кружении, и каждый ребенок старается придумать движения для своей снежинки.

 

***

 РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗСТ (презентация  практических достижений профессиональной деятельности)