главное меню

авторизация

РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР

 

   Добро пожаловать на страницу нашего Ресурсного центра, созданного для сбора и распространения эффективного опыта работы педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений Ленинского района г. Нижнего Новгорода.

   В резолюции августовской конференции педагогических работников Ленинского района одними из приоритетных направлений работы на 2014-2015 учебный год стали обеспечение открытости деятельности образовательных учреждений как важного фактора для возможности получения информации об образовательном процессе и дальнейшее расширение единого информационного образовательного пространства, формирование общедоступных информационных ресурсов. Ресурсный центр является не только аккумулятором идей, но и поставщиком методического продукта для педагогов и родителей воспитанников ДОУ.

 ЦЕЛЬЮ Ресурсного центра является

создание и использование информационно - методического образовательного комплекса района для повышения компетентности педагогических кадров по вопросу организации взаимодействия с родителями.

ЗАДАЧИ:

1. Анализ и изучение опыта, имеющегося в практике работы дошкольных образовательных учреждений, по вопросам организации взаимодействия с семьями воспитанников.

2. Информирование педагогических работников ДОУ о новых направлениях развития ДО; новых методических разработках, практических материалах, накопленных педагогическими коллективами учреждений; создание медиатеки современных методических материалов, осуществление информационно - библиографической деятельности.

3.Установление эффективных связей между дошкольными образовательными учреждениями Ленинского района города Нижнего Новгорода; создание профессионального педагогического сообщества; подготовка и проведение открытых мероприятий для педагогических работников ДОУ Ленинского района г. Нижнего Новгорода, направленных на повышение качества работы; обобщение и распространение имеющегося у Ресурсного центра положительного опыта реализации соответствующего направления образовательной деятельности.

4. Методическая и консультационная поддержка педагогических работников ДОУ Ленинского района г. Нижнего Новгорода.

ФОРМЫ организации работы:

  • создание странички Ресурсного центра по повышению педагогического мастерства, внедрению передового педагогического опыта, освоению педагогами современных подходов к организации взаимодействия с семьей;
  • консультации, в т.ч. по предварительной договоренности;
  • формирование общедоступных информационных ресурсов: медиатеки, копилки методических рекомендаций и практических материалов;
  • тематические семинары

Телефон для связи: 251-70-12

 

ПЛАН работы Ресурсного центра по организации взаимодействия с семьей  на 2014-2015 учебный год ЗДЕСЬ

 

ПОЛОЖЕНИЕ о Ресурсном центре МБДОУ №430 от 11.09.2014 года ЗДЕСЬ

 

Работа РЦ - делимся педагогическим опытом:

 

В 2015-2016 учебном году районный Ресурсный центр работает по направлению здоровьесбережения совместно со школой 

 

ПЛАН работы Ресурсного центра по здоровьесбережению на 2015-2016 учебный год ЗДЕСЬ
        

        Цель: распространение передового педагогического опыта работы ДОУ в масштабах района по проблеме сохранения и укрепления здоровья, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста

 

Опыт работы по здоровьесберегающим педагогическим технологиям:

 

 

 

В 2016-2017 учебном году в нашем ДОУ продолжает работать районный ресурсный Центр  здоровьесберегающих технологий "Детство-территория здоровья"

 

 

 

ПЛАН работы Ресурсного центра по здоровьесбережению на 2016-2017 учебный год  ЗДЕСЬ

МБДОУ № 352

МБДОУ № 430

 

 В 2017-2018 учебном году в нашем ДОУ продолжает работать районный ресурсный Центр здоровьесберегающих технологий "Детство -территория здоровья"

План работы Ресурсного центра по здоровьесбережению на 2017-2018 учебный год здесь

 

Крупина Юлия Дмитриевна: о становлении гендерной личности ребёнка

 

1.Что такое гендерный подход в образовании. Актуальность вопроса.

 

Одним из важных направлений воспитания и развития детей на современном этапе является внедрение гендерного подхода в образование.К особенностям воспитания  мальчиков и девочек обращались многие исследователи в области педагогики, психологии, физиологии. Растущий интерес к этой проблеме связан с выходом ФГТ и включением задачи формирования гендерной принадлежности в образовательную область «Социализация», что обусловлено значимостью дошкольного возраста в становлении гендерной идентичности ребенка. В настоящее время остается актуальность данной проблемы: одной из задач  ФГОС ДО является: обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от …пола…(нации, языка, соц. статуса и др.)На сегодняшний день остаётся открытым вопрос, каким образом осуществлять гендерное воспитание и развитие детей в условиях ДОУ и семьи.

 

Анализ психолого-педагогической литературы помог нам понять, что гендерный подход основывается на всестороннем учете интересов обоих полов и предполагает переход от единообразия к многообразию и вариативности поведения. Согласно альтернативной стратегии, различия в поведении и воспитании мальчиков и девочек определяются не биологическим полом, а социокультурными факторами. Не пол человека обладает врожденными «женскими» и «мужскими » качествами, а «женские» и «мужские » качества приписываются человеку,  начиная с раннего детства, и направляют его развитие в определенное русло.

 

Общими принципами гендерного подхода являются:

 

- нейтрализация и смягчение социально обусловленных различий между лицами женского и мужского пола;

 

 - отсутствие ориентации на «особое» предназначение мужчины и женщины и признание взаимозаменяемости женских и мужских социальных ролей;              

 

 - поощрение видов деятельности, соответствующих индивидуальным интересам и предпочтениям личности; обеспечение каждому ребенку свободу выбора; выбор видов поведения исходя из конкретной ситуации;                                             

 

- тенденция к размыванию культурно сформированных гендерных схем;                             

 

 - реализация идей гендерного равенства в разных сферах жизнедеятельности.

 

Целью в гендерном  воспитании мы видим в возвращении традиционных гендерных ценностей. Педагогическая деятельность должна быть направлена на воспитание в мальчиках традиционных мужских качеств (активности, решительности, смелости, инициативности), а в девочках – традиционных женских качеств (доброты, сострадательности).

 

 Особенно огромное внимание должно уделяться на это в дошкольном возрасте. Так как именно в дошкольном возрасте находятся истоки и условия гендерного воспитания, которые оказывают огромное влияние на этот процесс. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола: Я - девочка; Я - мальчик.

 

2. Результаты педагогических наблюдений.

 

     Для более целенаправленной работы по применению гендерного подхода в работе с дошкольниками, мы попытались определить для себя те ориентиры (показатели),  которые можно ожидать у дошкольника на каждом возрастном этапе.

 

Так,в младшем дошкольном возрасте следует ожидать, что ребенок:

 

-имеет представления о себе (имя,пол, возраст), может рассказать о себе и нарисовать себя в действии, поделиться впечатлениями;

 

-может сравнивать свое поведение с поведением других детей(мальчиков и девочек) и взрослых;

 

-имеет первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые, девочки- нежные);

 

-знает членов семьи и называет их по именам, свои обязанности в семье и в детском саду(самостоятельно кушает, одевается, убирает игрушки после игры);

 

-знает название страны, города и улицы, на которой он живет.

 

В старшем дошкольном возрасте:

 

-ребенок подробно рассказывает о себе (события биографии, увлечения, поступления в будущем в школу) и своей семье, называя не только имена родителей, но и объясняя их профессиональные обязанности, рассказывает о своих обязанностях в семье и  планах на будущее, связывает их с мужскими и  женскими ролями в семье и обществе;

 

-соотносит себя с идеалами мужественности и женственности, стремится им соответствовать, уважительно относится к другому полу, вступает с представителями другого пола в партнерские отношения;

 

-с уважением относится к представителям разных поколений, в том числе старшего поколения, гордиться ими и проявляет о них заботу;

 

-стремиться «блеснуть» знаниями о семейных и народных традициях, достопримечательностях родного города и даже знаниями о зарубежных странах;

 

-при рассказывании пользуется сложными речевыми конструкциями и научными терминами.

 

     На эти показатели мы ориентировались при анализе собственной деятельности.

 

      Кроме того, мы попытались проанализировать имеющиеся условия для осуществления гендерного подхода в работе с дошкольниками.

 

Известно, что система образования абсолютно «бесполая»: это выражается и в бытовой «совместности» мальчиков и девочек в детских садах, и в режиме дня, не учитывающем разные нормы подвижности  у мальчиков и девочек; питание детей также унифицировано и по времени приема пищи и её ассортименту. Все это отмечается и в нашем детском саду.

 

Наблюдения за детьми, посещающими нашу группу, показали, что многим девочкам недостает скромности, нежности, терпения, они не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не могут постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

 

Содержание сюжетно –ролевых игр также вызвало тревогу. В процессе игры и мальчики и девочки демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребенка: девочки не умели договариваться в игре, приходить друг другу на помощь, уступать. В совместной деятельности на занятиях мальчики не проявляли помочь девочкам, когда требовалась «мужская сила»(принести стульчики для девочек, передвинуть столик, переставить цветок, донести лопатку и т.д.). Девочки тоже не спешили помочь мальчикам в том, в чем нужна была аккуратность(помочь аккуратно сложить материал для занятий).

 

     Не вызывает сомнения тот факт, что успех в воспитании и развитии  ребенка невозможен без тесного взаимодействия с семьей.В результате анкетирования родителей было установлено, что в настоящее время значительная часть родителей -75% не знают, что такое гендерное воспитание и как осуществлять процесс воспитания ребёнка с учётом данного подхода. И только единицы (25%) имеют небольшие представления, как осуществлять гендерное воспитание своих детей.

 

 Учитывая актуальность проблемы обеспечения гендерного воспитания дошкольников и результаты проведенного анализа, мы определили основные задачи, которые в первую очередь заключаются в создании психолого-педагогических условий для полноценного психического и индивидуально – личностного развития мальчиков и девочек с акцентом на формирование гендерной идентичности.

 

3. Задачи.

 

1.Способствовать формированию у детей представлений о правилах культурного поведения в обществе (овладение мужским и женским этикетом).

 

2.Создавать условия для сохранения традиционных норм, связанных с овладением нравственной культурой взаимоотношения полов и освоением семейных ролей через обеспечение взаимодействия с семьями воспитанников.

 

4. Об условиях в группе(предметная среда, педагогическиеусловия)

 

Общеизвестно, что одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта является среда.   Предметно – пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и. т. д.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Свою роль в данном случае мы видим в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.

 

В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности.Именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, мы обращали внимание на следующее:

 

  • На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
  • На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
  • На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий»,и других игр, в которых мальчикам представляется возможность проиграть мужскую модель поведения (ПДД, «Бензозаправка», «Космические путешествия» и др.).

 

Кроме того, для создания гендерно-сбалансированного воспитательного пространства мы предусмотрели:

 

 – дополнение зон самореализации мальчиков/девочек (например, поощрение девочек к занятию спортом, а мальчиков ‒ к самообслуживанию);

 

 – организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности;

 

 – снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к выражению чувств;

 

 – создание у девочек опыта самопоощрения и повышения самооценки;

 

 – создание условий для тренировки гендерной чувствительности (через тренинговые упражнения и игры, театрализацию, обмен ролями);

 

 – привлечение к воспитанию детей родителей того и другого пола.

 

   В процессе образовательной деятельности мы стараемся учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному. Если для девочек важно слуховое восприятие, то для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительном восприятии.

 

Занятие по изобразительной деятельности проводим таким образом, чтобы каждый ребенок, независимо от пола, мог выразить то, что ему эмоционально значимо или интересно. Во время обучения на занятиях лепкой, аппликацией или рисованием следует помнить, что движения кисти руки у мальчиков по своему развитию отстают от кисти девочек на 1,5 года, поэтому предусматриваем индивидуальную работу во время образовательной деятельности: варьирование заданий, увеличение времени на выполнение задания для мальчиков, дополнительные индивидуальные игры и задания на развитие мелкой моторики и др.

 

Оценивая результаты деятельности детей и их поведения, мы стараемся учитывать, что девочкам важна интонация и форма ее оценки. Положительная оценка в присутствии других детей или родителей очень значима для девочек. При этом для мальчиков важна оценка того, что он достиг результата. Каждый новый навык или результат, который удалось получить мальчику, положительно влияет на его личностный рост, позволяет гордиться самим собой и стараться достичь новые цели. Однако именно мальчикам свойственно при достижении определенного результата совершенствовать это умение, что приводит к рисованию или конструированию одного и того же. Это требует понимания со стороны педагога.

 

Игровая деятельность.

 

Из опыта мы знаем, что стили и содержание игр у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны подвижные, шумные игры, для девочек – более тихие, на семейно-бытовые темы. Для воспитателей ближе второй тип игр, так как не связан с вероятностью повышенного травматизма и шума. В результате будущие мужчины лишаются истинно мальчишеских игр, и это имеет негативное влияние на их развитие как личности.Поэтому мы стараемся организовывать  так игровую деятельность детей, чтобы дети в процессе совместных игр имели бы возможность действовать сообща, в соответствии с гендерными особенностями. При этом мальчики берут на себя мужские роли, девочки – женские. Помогает в этом и театрализованная деятельность.Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца, позволяют овладеть традиционными свойствами личности – женственности для девочек и мужественности для мальчиков. Одно из проявлений такого подхода – организация тематических праздников для девочек и для мальчиков.

 

Музыкальные занятия.

 

 Различные виды музыкальной деятельности можно проводить с учетом гендерных особенностей детей.

 

 Музыкально-ритмические движения учитывают гендерный подход следующим образом – мальчики разучивают элементы танца и движения, требующие ловкости, мужской силы (бравые солдаты, наездники), девочки учатся мягкости и плавности движений (упражнения с лентами, мячам, хороводы).

 

Разучивая танцы (кадриль, полька, вальс), мальчики получают навыки ведущего партнера, девочки учатся изящным и грациозным элементам танца.

 

 Игра на музыкальных инструментах организуется дифференцированно – мальчики играют на барабанах, ложках, девочки - на колокольчиках и бубнах.

 

 Игры и песни о девочках и мальчиках способствуют развитию у ребенка представления о своем поле и его позитивному принятию.

 

Физическое воспитание в нашем детском саду осуществляется под руководством инструктора по физической культуре.

 

 Мальчики и девочки занимаются вместе, но методические приемы учитывают гендерные особенности. Это выражается в следующем:

 

 - различие в выборе упражнений только для девочек (работа с лентами) или только для мальчиков (работа на канате)

 

 - различие в продолжительности занятия (девочки прыгают 1 минуту, мальчики – 1,5)

 

 - различие в дозировке (девочки делают упражнение 5 раз, мальчики 10)

 

 - различие в обучении определенным двигательным движениям (прыжки со скакалкой легче выполнять девочкам, а метать на дальность – мальчикам, это требует разных методических подходов – выбор подготовительных упражнений, вспомогательного оборудования, разного числа подходов)

 

 - различие в выборе оборудования (девочкам более легкие гантели, мальчикам – более тяжелые)

 

 - ориентировка в пространстве :для мальчиков характерно дальнее зрение,а для девочек – ближнее. Исходя из этого,  мальчикам выделяется большая часть зала, нежели девочкам.

 

 - различие в требованиях к качеству исполнения упражнений (от мальчиков требуется больше ритмичности, четкости, от девочек – пластичности, грациозности)

 

 - в подвижных играх распределение ролей определенным образом (девочки – пчелки, мальчики – медведи)

 

 - акцентирование внимания на том, что есть мужские и женские виды спорта.

 

5. Методы и приемы работы с детьми и родителями.

 

Как уже отмечалось, решение задач в области гендерного  воспитания невозможно без тесного взаимодействия с родителями. В своей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:

 

-анкетирование родителей

 

-консультация для родителей (например на тему  «Я воспитываю сына!», «Я воспитываю дочь!»)

 

- совместные праздники, музыкальные семейные гостиные («Зимний вечер в кругу семьи», «Семь+Я», «Семейные увлечения» и др.)

 

Особое место в нашей работе отводится реализации совместных детско-родительских проектов, которые дают большие возможности для осуществления гендерного подхода в решении образовательных и воспитательных задач. В течение года нами были разработаны и осуществлены следующие совместные проекты:

 

-проект «Моя мама»(совместный проект с папами: итогом которого было составление рассказа про маму +рисование портрета и организация выставки)

 

-театрализованная постановка «Маленькая дочка»(выступление на утреннике совместно с папами)

 

-изготовление макета «Чаепитие в семье»(в итоге которого была оформлены выставка работ из соленого теста)

 

-изготовление инсталляции «Масленичный балаган»(совместный проект с мамами: изготовление куколок в народных традициях праздника)

 

-изготовление моделей «Моя семья».

 

В ходе реализации данных проектов  нам очень помогал такой прием, как «Секретные беседы с мальчиками (девочками)». Тематика таких бесед была самая разная: «Что мы можем приятного сделать нашим девочкам (нашим мальчикам)», «Чем мы можем порадовать маму или бабушку», «Как стать настоящим мужчиной» «Я – маленькая мама» и др. К таким беседам мы привлекали и родителей.

 

- Очень интересным получился проект «Защитники Отечества»(совместный проект с родителями), в ходе которого в группе  был создан мини музей. При создании этого музея дети многое узнали об истории своей семьи, о жизни и подвигах старшего поколения. Мальчики очень гордились тем, что в их семье были люди, проявившие героизм, преданность, стойкость в годы войны. С удовольствием составляли рассказы, оформляли книжки-самоделки, рисунки и др. из истории семьи. Все это создает условия для развития нравственно-волевых качеств у будущих защитников, желание подражать положительным примерам старшего поколения.

 

    Проектный метод нам понравился тем, что он предусматривает включение детей в систему поиска на определенный срок, выполнение работы в организованной и самостоятельной деятельности, объединяет усилия всех участников процесса (детей, педагогов, родителей).

 

В результате проведенной работы мы заметили, что дети стали более внимательны друг к другу, мальчики стали чаще обращать внимание на то, что девочку надо пропустить вперед, уступить ей место,  уступить в некоторых конфликтных ситуациях (при выборе игры, распределении ролей и т.п.). Девочки же стали более внимательны к таким вещам, как поддержание порядка в игровом уголке, стали проявлять инициативу в наведении порядка в других центрах детской активности, стали более внимательны к эмоциональным переживаниям сверстников, как девочек, так и мальчиков. И самое главное на наш взгляд произошло то, что родители прониклись значимостью проблемы гендерного воспитания дошкольников, стали нашими союзниками и активными помощниками, участниками во всех общих делах, которые организовывались в группе.

 

В заключении хочется еще раз отметить, что девочек и мальчиков нельзя воспитывать одинаково. Но есть определенные ценности, нормы поведения и запреты, которые должны усвоить все, независимо от пола, важные в любом обществе: толерантность, уважение к себе и другим, умение делать выбор, умение нести ответственность, милосердие.

 

***

 

Творческая группа воспитателей (Панова Н.Ю, Смыслова Е.Ю., Смирнова Е.Д.): внедрение психолого-педагогической поддержки матерей-одиночек

 

 

***

 

Минаева Ольга Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад № 125:

копилка идей по повышению родительской активности.

   В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьей позволяют перестроить взаимоотношения субъектов, организовать взаимную активность, ответственность и способность осознания результатов в процессе воспитания ребенка в ДОУ и семье.

«Диалог как форма работы с семьей. Педагогические идеи по повышению родительской активности».

   Многочисленные исследования показывают, что успех взаимодействия педагогов на 80% зависит от их коммуникативной компетентности. Неумение педагогов общаться с родителями (и наоборот) может оказаться одной из решающих причин непонимания, пассивности, что нередко приводит к полному отрицанию значимости диалога обеими сторонами.

   Коммуникативная компетентность педагога заключается в том, что инициативность здесь выступает как способ управления процессом общения. Существуют устойчивые и проверенные способы завоевания инициативы в общении:

- оперативность при организации изначального контакта с родителями;

- преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к некоторым родителям;

- постановка задач и вопросов, которые уже в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать родителей;

- внимание к внешности: опрятность, подтянутость, активность, доброжелательность, обаяние;

- использование речевых и невербальных средств взаимодействия: активное включение мимики, контакт глазами;

- умение «транслировать» родителям собственную заинтересованность и расположенность к детям;

- нахождение ярких, притягательных примеров, показ достижений детей;

- понимание ситуативной внутренней настроенности родителей, учет этого состояния, передача этого понимания.

   В системе ежедневного взаимодействия родителей и педагогов общение начинается с того, что они испытывают определенную потребность в деятельности, предполагающей общение, т.е. диалог.

   Развитию коммуникативной компетентности родителей способствует целенаправленная деятельность, связанная с повышением активности их участия в жизни детей в детском саду. В частности, необходимо создавать множество ролей для родителей и условия их реализации. Родители могут играть формальные и неформальные роли в жизни детского сада.

Например:

 Гость группы - необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

 Доброволец – у родителей и детей могут быть общие интересы и умения. Взрослые могут оказывать помощь воспитателям в группе, принимать активное участие в спектаклях, содействовать организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и территорию детского сада.

 Сотрудничество родителей друг с другом – это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать собрания для общения или оказания поддержки.

Педагогические идеи по повышению родительской активности.

Приведенные ниже примеры направлены на перенос смысловой нагрузки, инициативы общения на родителей и освобождение педагогов от установки «завлекать», «привлекать», а «(за) мотивировать» родителей на участие в жизни их детей в дошкольном образовательном учреждении.

1. Обучение родителей практическим умениям – педагог показывает родителям оптимальные приемы общения с ребенком или способы ухода за ним.

2. Анализ детских высказываний, детского поведения, детского творчества – родители знакомятся с видеозаписями или другими материалами, собранными педагогами, рассматривают и обсуждают детские поделки, коллективные работы, дают оценку умениям, навыкам, развитию, воспитанности детей, формулируют конкретные предложения в помощь воспитателю, работающему с детьми.

3. Эссе на заданную тему – например, темы могут быть такими:

         - «Каким я хочу видеть своего ребенка»;

         - «Хрустальные воспоминания детства» и т.п.

4. Волшебный цветок мудрости – в приемной вывешивается стенд, на котором нарисован большой цветок. В сердцевине цветка обозначена проблема, по которой родителям предлагается высказываться. Лепестки цветка пустые. Родители записывают на них советы, афоризмы и пожелания по выбранной теме.

       Например:

         - «Детские капризы»;

         - «Я знаю, как научить ребенка помогать взрослым»;

         - «Когда у нас родился второй ребенок, мы …»:

         - «Чтобы ребенок не болел» и т.п.

         Родители продолжают предложения. Подобные недописанные тезисы могут быть позиционированы как темы будущих собраний.

5. Недописанный тезис – на стенде размещается фраза, например:

               - «Хороший воспитатель – это…»;

               - «Счастливая семья – это…»;

              - «Семейные традиции – это…» и т.п.

6. Педагогические интервью родителей – записывается на магнитофон, видеокамеру. Может быть использовано на родительских собраниях, семинарах. Темы интервью могут быть разными:

- «Каким вы хотели видеть вашего ребенка?»;

           - «Каким должен быть идеальный воспитатель вашего ребенка?»;

7. Портрет идеального родителя - в приемной вывешивается лист с изображением контура фигуры человека. Родители записывают на этом листе черты идеального родителя. Используется лист при личных беседах, во время консультаций, собраний.

8. Портрет идеального воспитателя -   в приемной вывешивается лист с изображением контура фигуры человека. Родители записывают на этом листе черты идеального воспитателя. Используется лист при проведении педсоветов, совещаний.

9. Клуб «Бабушкины пироги» - организуется клуб общения для бабушек, где бабушки делятся советами, рецептами т.д.

10. Презентация долгожителя семьи (книга, елочная игрушка, кукла и т.п.) – готовится совместно с родителями, защищается в любой форме: газеты, выставка, конкурсы.

11. Фотоконкурс «Моя мама – профессионал» - выставка фотографий, на которых мамы сняты на рабочих местах и описание важности их профессий.

12. Вручение медалей родительской гордости – награда «Детская ладошка» вручается после благополучного окончания периода адаптации к ДОУ. «Орден родительской славы» выдается на выпускном вечере. «Медаль гордости» получают родители за успехи ребенка и т.п.

     Таким образом, на конкретных примерах мы показали, каким образом возможно, перестроить существующую практику работы детского сада с семьей. Необходимо отойти от традиционного понимания работы с родителями и ориентироваться на работу по поддержке семьи и помощь в реализации инициатив.

***

Чаузова Мария Александровна, воспитатель МАДОУ детский сад - ЦРР № 453:

о совместном трудовом воспитании (из опыта работы с детьми 4-5 лет и их родителями)

     В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

     Во всех программах ДОУ труд дошкольника занимает особое место. Ставится задача постепенного развития у детей интереса и желания к труду; воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Решение этих задач предусмотрено несколькими путями: через самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

     Трудовое воспитание в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Ведь в семье имеются наиболее благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это, прежде всего, наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, совершаемого ежедневно взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, направленного на благо всех членов семьи.

     Цель работы воспитателя - убедить родителей в важности трудового воспитания для формирования нравственно-волевых качеств личности ребенка, помочь им осмыслить психологическую и практическую роль трудовой деятельности детей.

     Одна из форм совместной работы нашего детского сада и семьи по трудовому воспитанию детей - привлечение мам и пап к той конкретной помощи, которую они могут оказать детскому саду: по благоустройству помещения и участка, изготовлению учебного, игрового и спортивного оборудования.

     Летом папы помогают нам заполнить песочницы песком. Ребята с маленькими ведерками, лопатками - рядом с ними. В этих видах деятельности результаты труда наиболее ощутимы. Так же родители помогают и в покраске веранды. Зимой - активно участвуют в сооружении зимних построек. Дети с удовольствием помогают, выходят со своими лопаточками. Весной - помогают в озеленении участка: приносят и рассаживают рассаду цветов. Осенью - в изготовлении учебного и игрового оборудования.

       Одним из видов взаимодействия с родителями являются совместные выставки поделок детей и родителей по сезонам: • «Что нам осень принесла», • «Мастерская Деда Мороза», • «Мама - рукодельница».

     В своей практике я использую всевозможные акции. Так, в этом году была объявлена акция “Поможем птицам”. Дети со своими родителями сделали кормушки. И теперь приносят “угощенья” своим пернатым друзьям. В апреле планирую акцию ”Все на парад”. Заключаться она будет в подготовке к параду, совместному труду родителей и детей по изготовлению атрибутов (ручной труд в семье).

     Активно использую индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, поручения родителям и т. п.

     В детском саду мы знакомим детей с трудом взрослых, с профессиями. Ну кто же им расскажет лучше о работе полицейского, как ни сам полицейский, о работе повара, как не сам повар? С этой целью я приглашаю в гости к детям родителей разных профессий. Детям очень интересно слушать самих врачей, учителей, водителей и т.д.

     Одной из форм работы с родителями по трудовому воспитанию детей является проведение родительского собрания. Но эти собрания можно разнообразить. Так, в преддверии праздника Дня защитника Отечества провела родительское собрание отцов. Целью этого собрания было: выявить, какие взаимоотношения у детей с отцами, сколько времени отцы проводят с ребенком, приобщают ли его к труду; убедить отцов в важности их участия в воспитании детей, особенно мальчиков в трудовом воспитании; объявление благодарности наиболее активным папам.

     С целью воспитания любви к труду, мы с родителями создали альбом «Наши помощники». Дети с удовольствием рассматривают фотографии и рассказывают о том, как они выполняли работу, как помогали взрослым.

     «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»/В.А.Сухомлинский/.

***

КРУГЛЫЙ СТОЛ "Формы взаимодействия с современной семьей"

Баранова Ирина Анатольевна, воспитатель МБДОУ детский сад № 247: 

разработка на тему:

 

         «Оформление информационных стендов как одна из форм работы с родителями в условиях ФГОС ДО»

 

       В ФГОС ДО сформулированы   требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а  ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

 

         Одним из принципов построения ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер   взаимодействия взрослых родителей (законных представителей), педагогических  и   иных работников Организации и детей.

 

         Стандарт направлен на обеспечение психолого –педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Для успешной реализации Программы одним их психолого-педагогических условий является поддержка родителей в воспитании детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

 

     Уголки для родителей — привычный и давно используемый способ знакомства родителей с жизнью группы. Они дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.

 

      Родительский уголок в детском саду, хотя и предназначен для взрослых, должен быть детским. Это значит, что форма стенда, цветовое исполнение должно соответствовать эстетике детского учреждения, созданного в первую очередь для детей.

 

   Любой воспитатель знает, насколько важно наладить хороший контакт с родителями воспитанников. От этого зависит результативность образовательного и воспитательного процессов. Поэтому оформление уголка для родителей - важная, первостепенная задача для воспитателя.

 

   Очень удобной и эффективной формой работы с родителями считается наглядная информация. Отличным средством привлечения внимания взрослых являются информационные стенды, так как они имеют огромные возможности для освещения педагогического процесса. Они имеют несомненное преимущество перед другими подобными носителями информации.

 

При оформлении информационных стендов необходимо учесть следующие критерии:

 

- Доступность. При отборе информационного материала следует учитывать, что родители – люди очень разные и по образованию, и по профессии, и по статусу. Поэтому материал не должен содержать специальной терминологии – достаточно изложить простыми и короткими предложениями.

 

-Эстетичность и безопасность. Не рекомендуется приклеивание листов бумаги к стене, на двери, а также использование кнопок, скрепок и других острых предметов. Оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, кар­тинки-символы). Информацию необходимо оформлять необычно, чтобы родители останавливали свой взгляд на ней. Оформление должно соответствовать названию группы, выдержано в едином сюжете, стиле.

 

-Выбор места для уголка. Что касается размещения, то стенд для взрослых должен располагаться на уровне глаз родителей, чтобы им было достаточно комфортно читать и воспринимать всю предложенную вниманию информацию. Кроме того, местом для размещения должна быть наиболее освещённая стена. Самое основное требование при оформлении информационного стенда - это легко читаемый шрифт статей. Минимальный допустимый размер – 14. Практика доказала, что любая написанная слишком мелким шрифтом информация остаётся без должного внимания.

 

-Краткость. Информация, подбираемая для родителей должна быть интересной, краткой (выборка главных мыслей), актуальной для данной группы, без нравоучений и должна подаваться в качестве грамотного и своевременного совета. Тема должна привлечь  внимание родителей  не только своей актуальностью, но и оригинальностью ее подачи. Например: «Рады сообщить вам!», «Наши успехи», «Музыкально-поэтический уголок».

 

Сменяемость. Информация в уголках  меняется по мере необходимости: каждый день, каждую неделю или каждый месяц. Чтобы родители заметили это можно оставлять на 2 – 3 дня информационные окна пустыми.

 

Правильное оформление стенда для родителей в дошкольном учреждении способствует тому, что родители начинают внимательнее относиться к детям, пристально следить за их достижениями и развитием. В конечном итоге, родители начинают уважительнее относиться к педагогическому труду.

 

Визитка группы – это первое, что видят родители, заходя в группу. Такой стенд знакомит родителей с названием группы, педагогами, режимом дня, расписанием НОД. 

 

Для стендов «Для вас, родители» воспитатели групп используют сменный материал из серии «Информационно-деловое оснащение ДОУ». Эти материалы помогут родителям выбрать художественные произведения для чтения и заучивания. На страничках для родителей содержатся рекомендации по организации наблюдений за природой во время прогулок, приведены описания игр и упражнений, в процессе выполнения которых будут развиваться мыслительные операции, речь, моторика дошкольника. На каждый месяц года разработано по 4 странички с играми, упражнениями, рекомендациями.

 

Достижения детей, родителей, педагогов тоже находят своё отражение в информационных стендах. На них мы помещаем почётные грамоты, благодарственные письма, полученные за участие в мероприятиях внутри детского сада, муниципального и регионального уровня.

 

Родители должны получать информацию о ходе образовательного процесса в группе.

 

На информационных стендах они могут познакомиться с тематикой каждой недели на весь учебный год.

 

Родители в доступной форме знакомятся с тем, чем будут заниматься дети в течение одной недели, и по определённым показателям могут определить, насколько успешно ребёнок освоил содержание данной темы. Эта информация меняется еженедельно.

 

Родителям в ненавязчивой форме предлагается принять участие в освоении детьми содержания данной темы: провести тематические беседы, посетить выставки, познакомить с произведениями художественной литературы, посетить указанные интернет-сайты.

 

Каждый день насыщен интересными событиями. Чем запомнился каждый день, родители так же могут узнать в представленной информации.

 

Папки-передвижки не потеряли своей актуальности. В них вошли информационные материалы, с которыми можно познакомить детей в ходе совместных бесед. 

 

В родительские уголки информацию дают не только воспитатели, но и специалисты детского сада: психолог, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Традиционная форма работы – это консультационные папки. Для привлечения внимания родителей  используются «активные» доски, на которых информация достаточно легко прикрепляется и так же легко снимается за счёт клеящейся поверхности.

 

Тематика материалов самая разнообразная: детские гороскопы, анонимное анкетирование родителей, блиц опросы для подготовки к родительскому собранию. 

 

В уголке «Психолог предлагает» родителям дается возможность высказать свое мнение по поводу решения конфликтных ситуаций, возникающих между родителями и детьми, используя сигналы светофора.

Родители всегда испытывают гордость за своего ребенка. Поэтому в каждой группе организована выставка детского творчества, которая регулярно обновляется.

 

Детские работы помещаем в папку - портфолио, которая находится в раздевалке (приёмной), где родители могут ознакомиться с результатами детского творчества за весь год. Родители вместе со своими детьми придумывали название для своей папки: «Мои работы», «Творческие   работы», «Альбом творчества», «Мои творения».

 

В родительском уголке оформляем выставку детских работ, изготовленных вместе с родителями. Подобные работы способствуют совместному развитию творчества и развитию навыков взаимодействия родителей и детей.

 

Отдельное место отводится для уголка здоровья и меню. На этих стендах помещена информация о  нормах продуктов, необходимых детскому организму, а также информации о здоровом образе жизни. Эти стенды также можно использовать для индивидуальной работы с родителями, сделав второй карманчик, в который родители, педагоги могут поместить оригинальные рецепты своих «фирменных блюд».

 

 Вокруг нас меняется все и очень стремительно. Меняются требования, способы и материал подачи информации. Мы тоже стремимся, чтобы среда дошкольного учреждения отвечала современным тенденциям. Обращайтесь, поделимся информацией.

 

***

Керимова Амина Александровна, воспитатель МБДОУ детский сад № 247:

Персональная страничка группы, как одна из форм взаимодействия с современной семьей (наш опыт)

   С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.

Родители становятся непосредственными участниками воспитательного процесса.

В соответствии с ФГОС ДО детский сад  обязан:

- консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;

- информировать   родителей   (законных        представителей), общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в  образовательную  деятельность о целях  дошкольного  образования;

 - обеспечить открытость дошкольного образования;

- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;

- обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в  том   числе   посредством     создания образовательных  проектов  совместно  с  семьёй  на  основе     выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы,  обсуждать с родителями  (законными  представителями) детей вопросы, связанные с реализацией Программы.

- обсуждать с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией основной образовательной Программы.

   Но в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

   Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых форм взаимодействия ДОУ с современной семьей.

Одной из таких форм является – персональная страничка группы на официальном сайте детского сада. Основная цель, которой привлечение родителей к активному сотрудничеству, взаимодействию для наиболее эффективной организации воспитательного процесса.

Рассмотрим структуру персональной странички.

  • Приветствуем родителей на главной странице

1 раздел «Нормативно-правовая документация»

Отправляет родителей на официальный сайт МБДОУ, где представлена вся информация в соответствии с требованиями закона № 273-ФЗ от 15.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации"

  • Раздел «Для Вас родители»

Включает в себя следующие рубрики:

  • -Это важно знать
  • -Консультации для родителей
  • -Вместе весело живем
  • -Наши достижения
  • -Внимание! Конкурс!
  • -Выражаем благодарность
  • -Нам важно ваше мнение
  • -Наши новости.

   Данный раздел помогает объединить усилия родителей и воспитателя для развития и воспитания детей, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, дает возможность формировать положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.

  • Раздел «Детки-конфетки»

   Основная цель данного раздела – это создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов ребенка и родителя. Например, в рубрике «Музыка детям» мы предлагаем вниманию родителей музыкальные игры, которые хорошо известны  детям, разучив вместе несложные движения, родители и дети получают возможность совместного развлечения! Это уже стало одной из добрых традиций на семейных торжествах многих воспитанников нашей группы!

  • Поздравлялки
  • Советуем почитать
  • Музыка детям

   За все время работы «персональной странички» мы видим проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.

   Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

Совместное участие в конкурсах также являются показателями активного участия родителей в жизни группы и детского  сада.

  • Интернет -  фестиваль «Солнышко в ладошке» 2013(2 место)
  • Интернет - фестиваль «Солнышко в ладошке» 2014 (1 место)
  • Конкурс внутри детского сада «Нижегородский снеговик» 2015 (2 место)
  • Городской конкурс «Я люблю молоко. ЕЦМЗ» июнь 2014 (1 место) и др.

            Можно с уверенностью сказать, что персональная страничка группы является одной из эффективных форм работы с современной семьей.

***

Калинкина Луиза Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ № 112:

Тематический проект «Осеннее кафе»
как форма работы с семьей в условиях ДОУ

 

Аннотация. В моей статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников, представлен опыт работы с бабушками и дедушками дошкольников, описана тематическая неделя «Осеннее кафе».

 

В настоящее время использование тематических проектов все активнее входит деятельность дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). В нашем детском саду эта форма работы внедрена и активно используется. На наш взгляд, тематические проекты благотворно влияют на взаимодействие педагогического коллектива с воспитанниками и их семьями. Но семья — это не только родители и дети, важную роль в воспитании ребенка играют бабушки и дедушки. Однако накопленный старшим поколением ценный опыт воспитания часто игнорируется.

С целью формирования уважительного отношения к старшему поколению, вовлечению бабушек и дедушек в образовательный процесс в детском саду был разработан и внедрен проект «Осеннее кафе», приуроченный к Международному дню пожилых людей. Мы предположили, что накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения со старшим поколением семьи в условиях ДОУ, организация совместной занимательной, познавательной, творческой, трудовой деятельности приведет к достижению поставленной цели.

Проект «Неделя бабушек и дедушек» проводился в течение недели, каждый день имел свое название (день уважения, день профессии, день увлечений, день сказок и игры, праздничный день). Содержание каждого дня определялось его тематикой. Например, в «День сказок и игры» сотрудником Карельского государственного краеведческого музея было проведено увлекательное занятие «Игры и игрушки, в которые играли наши бабушки и мамы».

В группах были организованы минутки чтения и тематические выставки книг «Бабушкины сказки». На прогулке дети с удовольствием приняли участие в подвижных играх, в которые когда-то играли их бабушки и дедушки.

Воспитатели сопровождали режимные моменты стихами, пословицами, поговорками об играх и игрушках, о семье, о старшем поколении.

Настоящим украшением проекта стала выставка «Осенний вернисаж», на которой были представлены работы, сделанные руками бабушек, дедушек и их внуков. На ней было все — кружево, резьба по дереву, вязание, плетение из лозы и бумаги, вышивка нитками и бисером, поделки из природного материала.

Особое, праздничное настроение всей недели было создано на концертах, где дети пели, читали стихи о самых дорогих и любимых бабушках и дедушках. После праздника в старших группах были проведены увлекательные мастер — классы по изготовлению цветов в нетрадиционной технике «Ромашка — символ любви и верности».

Малыши представили спектакль по мотивам русской народной сказки "Репка". Дети вместе с воспитателем провели экскурсию по своей группе, научили бабушек и дедушек пальчиковой гимнастике «Мы капусту рубим, рубим», интересной игре «Что растет у бабушки в огороде», поиграли в хороводную игру «Есть у нас огород», подарили детские рисунки «Солнышко в ладошках». Педагог группы показала, как можно успешно в интеграции решать образовательные задачи при активном участии взрослых.

С успехом были проведены «Осенние посиделки» в подготовительной к школе группе, где дети вместе с бабушками и дедушками у настоящего самовара пили чай со сладкими пирогами, читали стихи, играли в совместные игры.

Экскурсия по экспозиции «История России в картинах русских художников», выставка рисунков «Бабушка рядышком с дедушкой», фотоколлаж «Когда бабушка и дедушка были маленькими», акция «Доброе дело» — это не полный список тех мероприятий, которые были проведены в течение такой важной, доброй, светлой недели.

Данный проект вовлек в образовательное пространство детского сада бабушек и дедушек воспитанников, сделав их активными участниками образовательного процесса наравне с родителями детей.

Поставленная цель была достигнута благодаря слаженной работе всего педагогического коллектива ДОУ Детский сад № 112.