главное меню

авторизация

 

КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

 

   Добро пожаловать!

Уважаемые гости сайта!

На этой странице размещаются материалы нашего Консультационного центра

 

Воспользоваться консультативной помощью педагогов учреждения могут родители не только нашего детского сада, но и все, кому интересны проблемы воспитания дошкольников.

В КЦ родители и дети имеют возможность получить консультации педагогов по развитию и воспитанию детей, коррекционную помощь, принять участие в праздничных мероприятиях ДОУ, пройти адаптационную и предшкольную подготовку.

Хотим обратить Ваше внимание на график работы КЦ:

 

                                                                         

                                                                              

 

 

 

График работы специалистов консультационного центра

 

на 2017 – 2018 уч. год

 

 

Специалист К.Ц.

Каждая среда месяца

1

Полюхова Е.В., заместитель заведующего

14.00 – 18.00

первая среда месяца

2

Костина Е.Л., учитель - дефектолог

14.00 – 18.00

вторая среда месяца

3

Терентьева Т.В., педагог-психолог

14.00 – 18.00

третья среда месяца

4

Кузнецова С.А., инструктор по физической культуре

14.00 – 18.00

четвертая среда месяца

5

Данилова Н.В., музыкальный руководитель

14.00 – 18.00

четвертая среда месяца

 

 

За консультацией можно обращаться по телефону: (831) 251-70-12 и на адрес электронной почты e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  

Приказ о создании консультационного центра здесь

Положение о работе консультационного центра ЗДЕСЬ

План работы на год можно скачать здесь

Отчет о работе центра можно скачать здесь

 

 

Предлагаем Вашему вниманию, уважаемые родители, статьи - консультации наших специалистов:

 

- заместителя заведующего (смотреть)

- инструктора по физкультуре (смотреть)

- учителей - дефектологов (смотреть)

Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?

 

Агрессия - именно из-за неё родители чаще всего обращаются к врачам-психиатрам и детским психологам.

Агрессия - это действие, агрессивность - готовность к совершению такого действия.

Агрессия - это обязательная часть здорового развития человека. Любое творческое действие, предполагающее создание нового начинается с уничтожения старого: маленький ребёнок, перед тем как начать лепить фигурки из пластилина, отрывает от большого бруска кусочки и разминает их в руках, разрушая прежнюю структуру; философ разбирает, переваривает в голове идеи других людей, прежде чем у него созреет своя; строитель сносит старый дом, чтобы построить на его месте новое здание...

Но агрессия, как и всё в жизни, хороша на своём месте — тогда, когда есть в ней необходимость: ведь способность напасть, прогнать, напугать может спасти жизнь человеку и его близким. Проблемы же начинаются тогда, когда она проявляется в тех формах, которые считаются неприемлемыми, и в тех ситуациях, где она абсолютно не нужна. Маленький ребёнок агрессией реагирует на многие трудности, с которыми он сталкивается, это одна из самых первых реакций, которой ребёнок научается. До тех пор, пока у ребёнка не развивается речь или жесты, он может толкаться, кусаться, даже бить тех, с кем не получается договориться. А как только дети овладевают даже простейшими способами коммуникации, внешняя, нападающая агрессия идёт на убыль. Зачем бить того, кого можно попросить, уговорить или как-то ещё дать понять, чего ты хочеш ь?

Но нередко бывает, что проблемное поведение наблюдается и у тех детей, кто хорошо умеет говорить, кто, как будто, почти ничем не отличается от своих более спокойных сверстников, кто выглядит совершенно нормальным. Дошкольники могут толкаться, кидаться игрушками, младшие школьники — легко раздражаться, бить, отнимать чужие вещи, подростки — организованно нападать на более слабых, устраивать драки.

Как отличить здоровую агрессию от патологической? И как помочь ребенку?

Признаками патологической, "неправильной" агрессии будут:

    1. постоянство: агрессия становится неспецифической реакцией на самые разные ситуации, и наблюдается в течение нескольких месяцев;

    2. проявление в особо опасных формах: например, удары руками, ногами, предметами, сознательная порча имущества, а также аутоагрессивные действия;

    3. дезадаптация - то есть потеря ребёнком из-за агрессии друзей, доверия родителей, учителей.

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком). Ребенок:

  1. Часто теряет контроль над собой.

  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

  3. Часто отказывается выполнять правила.

  4. Часто специально раздражает людей.

  5. Часто винит других в своих ошибках.

  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

  7. Часто завистлив, мстителен.

  8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

 

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

 

Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причём и вербальная, и невербальная провокация могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т.д.). 

Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение «взрываются» и бушуют?

Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

Существует непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье. Если ребёнка строго наказывать за любое проявление, агрессивности, то он научиться скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации. 

 

Как помочь агрессивному ребенку?

Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребёнка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности.

Дети часто используют агрессию и непослушание, чтобы привлечь к себе внимание взрослых, неуверенность и колебания родителей при принятии каких – либо решений провоцируют ребёнка на капризы и вспышки гнева, с  помощью которых он может влиять на дальнейший ход событий и при этом добивается своего.

Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите её на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и тогда в реальной жизни агрессивность снизилась.

Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».

Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.

 

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

 

*****

ДУРНЫЕ ПРИВЫЧКИ И КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ.

 

В процессе развития личность ребенка легко формируется, но также легко деформируется. Любое нарушение или дисгармония в окружении малыша, в отношении к нему может повлиять на его поведение.

У ребенка быстро формируются стереотипы поведения, он легко приобретает некоторые привычки, которые, как на первый взгляд кажется родителям, нельзя искоренить никакими воспитательными мерами. Такое поведение или вредные детские привычки проявляются в том, что ребенок любит сосать палец, кусать ногти, крутить себе волосы, ковырять в носу, тереть глаза, ритмично покачиваться из стороны в сторону и т.д.

Больше хлопот, чем перечисленные выше привычки, приносят родителям потеря аппетита у ребенка, нарушения сна, агрессивное поведение ночные страхи и вскрикивания во сне, а позднее – несамостоятельность, необязательность в школьных делах, рассеянность и мечтательность.

Приобретение вредных привычек характерно для определенного периода развития ребенка и не стоит преувеличивать их значения. Некоторые беспокойные или слишком добросовестные родители стараются исправить поведение ребенка постоянными внушениями типа: «Не вертись», «Вынь палец изо рта», «Не грызи ногти» и т.д.

Такмх родителей, конечно, можно понять, ведь не будешь же безучастно смотреть на такое «неправильное « поведение своего ребенка. Но необходимо иметь в виду, что причина может быть вполне безобидна – малыш просто «подсмотрел» такую манеру вести себя у другого ребенка или даже у взрослого.

Дурные привычки часто исчезают также быстро, как и приобретаются. Обычно ребенок даже не замечает этого. Скоро его внимание переключается на что-то новое и тревожные , для родителей, привычки уходят сами собой. Если же сконцентрировать ребенка на них, постоянно одергивая его, то опасность их закрепления многократно возрастает, так как ребенок видит в них средство привлечении к себе внимания взрочлых. Избавиться от таких привычек ему будет очень трудно.

Относительно других вредных привычек у детей раннего и младшего школьного возраста необходимо заметить, что успешно бороться с ними можно, уделяя ребенку больше нежного внимания и одновременно развивая его самостоятельность так, чтобы он ощутил веру в свои силы.

Тесный внутренний контакт с ребенком, нежное и последовательное руководство его действиями, неослабное внимание родителей к ребенку, разнообразные занятия и соответствующая возрасту детей требовательность к ним – это лучшая профилактика возможных вредных привычек, равно как и терапия, предотвращающая их появление или устраняющая их.

Если родители видят, что ребенок не может расстаться с вредной привычкой, необходимо обратить внимание на общение с ребенком и заново посмотреть на его положение в семье.

 

Чутким отношением к малышу, совместными занятиями и играми можно добиться постепенного отвыкания ребенка от вредной привычки. Важно находиться в постоянном контакте с воспитателями детского учреждения, чтобы быть в курсе поведения ребенка в группе. Некоторые чувствительные дети становятся неуправляемыми, когда оказываются рядом с более уравновешенными детьми и ощущают их превосходство. Такие дети особенно страдают от недостатка внимания.

Одни дети склонны к тому, чтобы срывать свои чувства на собственном теле, причиняя себе боль: грызут ногти, рвут на себе волосы и т.д. Другие ведут себя агрессивно по отношению к остальным детям, а есть и такие, которые испытывают ночные страхи: вскрикивают во сне, не могут заснуть или мочатся в постель.

В таких случаях родители должны спросить себя: хватает ли ребенку внимания в семье, ощущает ли он себя защищенным, уверен ли в своих силах?

Мы учим своих детей только хорошему, так откуда же в них, рано или поздно, появляется плохое? Где они набираются всяких нехороших словечек и приобретают вредные привычки?

Ни папа, ни мама, ни, тем более, дедушки-бабушки их этому не учат!

Конечно, можно все списать на влияние Интернета, детского сада и улицы. Но ведь и тех, с кем общаются наши дети, плохому тоже никто не учит! Тогда откуда берутся такие вредные привычки, как, например, сосать палец, грызть ногти и т.д.

Для окружающих наиболее заметной привычкой ребенка является, видимо, сосание пальца. Сосательная потребность у ребенка является физиологической данностью, которая постепенно ослабевает. Однако есть дети, которые до детсадовского возраста требуют соску или берут в рот палец. Вообще привычка что-то сосать или жевать у ребенка может быть связана с повышенной тревожностью и состоянием стресса. Поэтому, прежде всего родителям нужно выяснить причину нервного напряжения ребенка и устранить ее.

Чтобы отучить ребенка от этой привычки часто бывает достаточно, чтобы мать села рядом с малышом но кровать, спокойно поговорила с ним перед сном, некоторое время подержала его ручки, чтобы ребенок мог успокоиться и заснуть.

Некоторые родители считают, что это непедагогично, что нельзя баловать ребенка, каждый должен засыпать самостоятельно. Для спокойных «беспроблемных» детей это правильно. Однако за такими аргумента стоит вполне понятное желание родителей побыстрее освободиться вечером от забот и отдохнуть самим. Но если они действительно хотят помочь ребенку избавиться от вредных привычек, то одними командами и силовым нажимом ничего не добьешься.

Ежедневное спокойное и нежное общение с ребенком непосредственно перед сном сделает его более уравновешенным и менее возбудимым. Роль «успокоителя» может сыграть мягкая игрушка, которую ребенок постоянно берет с собой в постель на ночь. Помните, что чем старше ребенок, тем труднее отучить его сосать палец. Наряду с

усиленным, нежным вниманием надо постараться внушить ребенку веру в собственные силы, возлагая на него небольшие обязанности, с которыми он в состоянии справиться под руководством взрослых.

Следует также определиться с тем, что считать вредными привычками, а что нет.

Вот, например, такая привычка, от которой родители просто стонут: ребенок постоянно обманывает. Не врет, а именно обманывает – без всякой выгоды для себя, просто так из спортивного интереса? Вечером мама спрашивает малыша, чем он занимался в садике и в ответ слышит душераздирающую историю о том, как ее чадо с риском для жизни спасало на пожаре кошку или еще что-нибудь в том же духе. И ведь правды, то есть, рассказа о том, что он делал на самом деле: рисовал, гулял, обедал – добиться невозможно. И это тоже вредная привычка?

В конце концов, что плохого, в том, что у вашего сына или дочери столь буйная фантазия? В садике и в школе учителя бьются, чтобы эту самую фантазию пробудить, а дома – нате, пожалуйста! – родители требуют, чтобы ребенок перестал фантазировать. Но одно дело – фантазия, и другое дело – вредная привычка. С привычками, разумеется, надо бороться, вопрос – как?

Прежде всего, задайте себе вопрос: а когда именно вы заметили, что, то или иное действие стало уже привычкой вашего ребенка? Возможно, тогда, когда он пошел в детский сад? Тогда это сигнал, говорящий о том, что он испытывает в садике затруднения, что он не включился по-настоящему в новую для него жизнь. Здесь задача родителей состоит в том, чтобы выяснить, в чем по-настоящему состоят трудности вашего ребенка.

Привычка грызть ногти, карандаши, ручки и другие твердые предметы – все явные признаки, того, что ребенок не чувствует уверенности в себе. Он боится дать неправильный ответ, испытывает сильное напряжение, когда его спрашивают и, тем более, когда спрашивают на занятиях в присутствии других детей. Может быть, он просто не успевает выполнить задание воспитателя или задание слишком сложно? А может с заданием то, как раз все в порядке и у вашего малыша заниженная самооценка? Задумайтесь: а часто ли вы хвалите своего ребенка, часто ли говорите ему слова поддержки и одобрения? Такие слова и взрослым необходимы, а уж дошкольнику и подавно.

Как бы то ни было, а требовать от малыша, чтобы он перестал грызть ногти, бесполезно – этим можно только спровоцировать у ребенка нервный срыв. Важно успокоить ребенка и сказать, что он обязательно сможет преодолеть трудности. А папа и мама ему в этом обязательно помогут. Приходя домой он должен расслабляться, а не испытывать такое же напряжение, как в детском саду. Главная задача родителей в том и состоит, чтобы сделать ребенка более уверенным в своих силах. И тогда никакие вредные привычки его победить не смогут.

 *****

МЕСТО РЕБЕНКА В СЕМЕЙНОМ КОЛЛЕКТИВЕ.

Консультация учителей дефектологов

                                                                             Коробковой Л.В. и Костиной Е.Л.

В семье ребенок получает первые представления о себе и других людях, развивает необходимые для жизни социальные чувства, навыки общения и совместной деятельности. Семья создает предпосылки для взаимопроникновения мира детей и мира взрослых, является важным фактором социализации личности. Уникальные воспитательные возможности семьи влияют на человека в течение всей его жизни.

Универсальное, всеохватывающее, постоянное воспитательное влияние семьи на личность является следствием действия таких факторов:

  • Бескорыстная любовь к ребенку, которая внушает ему чувство защищенности, создает атмосферу душевности, социального и жизненного оптимизма. Взаимоотношения детей и взрослых в семье являются настоящей школой чувств, важнейшим фактором, формирующим эмоционально-мотивационную сферу дошкольника, его отношение к людям и жизни. Все это является важными предпосылками развития индивидуальности ребенка.

  • Естественное включение ребенка в разнообразные человеческие отношения. Происходит это, прежде всего, благодаря участию ребенка в совместных с взрослыми видах деятельности. Многоплановость жизненных ситуаций, возникающих в семейной жизни ребенка, невозможно смоделировать ни в одной совершенной воспитательной системе.

  • Богатая структура семейного коллектива, который обеспечивает многогранность, постоянство и длительность его воспитательного воздействия. Это влияние происходит в процессе взаимодействия ребенка и взрослых по самым разным жизненным ситуациям и ежедневно повторяется в разных формах.

  • Возможность приобретения ребенком положительного опыта и переживания негативных чувств. Все это происходит в атмосфере любви, доверия, гуманного отношения к ребенку, так необходимых для приобретения им чувства уверенности, ответственности, умения преодолевать жизненные невзгоды, достойно вести себя в любых обстоятельствах.

Главное, чтобы ребенок воспринимал семью как фактор его эмоционального уюта, внутреннего комфорта, гарантию того, что при любых условиях он найдет здесь понимание, поддержку и защиту.

В семье ребенок впервые узнает чувство ревности, приобретает опыт преодоления недоразумений, учится выполнять не только приятные для себя, но и обязательные, необходимые для других дела. Он должен научиться признавать свои негативные чувства, уметь тактично сдерживать, усмирять их. Как отмечал П. Лесгафт, «тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку самому развиваться, делать все самому». Поэтому взрослые должны «с первого дня появления ребенка на свет относиться к нему как к равноправному человеку, с полным признанием его личности ...».

Характерной особенностью воспитательного влияния семьи является ее первичность. Говорится, что семья является первым источником этого влияния, а, как отмечал Ж.Ж. Руссо, каждый следующий воспитатель значительно слабее влияет на ребенка, чем предыдущий.

Кроме того, процесс воспитания в семье является более естественным, чем в воспитательном учреждении. Взаимодействие в семье предусматривает более широкие возможности для ребенка быть субъектом деятельности, чем в дошкольных учреждениях, в которых всякая детская деятельность является более зарегламентированной.

Воспитательные возможности семьи могут быть реализованы при наличии соответствующих объективных и субъективных условий.

К объективным условиям реализации воспитательного потенциала в семье относятся:

  • Уровень материального благосостояния семьи (уровень и структура использования доходов, материальные условия жизнедеятельности);

  • Обеспеченность детскими дошкольными учреждениями, школами, учреждениями здравоохранения;

  • Количество и состав (структура) семьи.

Субъективными условиями реализации воспитательного потенциала семьи являются:

  • Гражданская направленность и культура родителей, их стремление быть авторитетными для своих детей, воспитывать их как гармоничных личностей;

  • Общий культурный потенциал, традиции, моральные и духовные ценности семьи;

  • Место ребенка в семейном коллективе, моральный авторитет родителей в глазах;

  • Педагогическая культура родителей.

Важно помнить, что ребенок это не проблема /как зачастую бывает в современных семьях/, а жизнь, требующая особого внимания и понимания со стороны близких.

Ребенок нуждается в серьёзном, заинтересованном отношении к себе. Если он постоянно наталкивается на равнодушие, нежелание взрослых разделить с ним радость и волнение, то потребность нести близким самое сокровенное постепенно затухает и детское стремление к контакту с родителями ослабевает. И как знать, не станут ли родители вскоре сожалеть об этом!

Дети чутко улавливают отношение членов семьи к ним, и в зависимости от этого выбирают способы поведения. Там, где ребенка балуют, безотказно выполняют любое его желание, появляется большой простор для расцвета эгоцентризма. Если ребенок привыкает смотреть на своих близких с позиции потребителя, то трудно сформировать в нём чувство долга перед ними. Он привыкает пользоваться всеми правами и не знает никаких обязанностей.

Однако, следует избегать и другой крайности, нельзя превращать мудрость родительской власти в деспотическое самодурство. Строгость в воспитании должна предполагать сочетание высокой родительской требовательности с уважением к развивающейся личности ребенка. Родительская власть должна поощрять, удовлетворять внутренние силы ребенка, его желание быть хорошим, нравиться вам.

Поощряйте положительные поступки и стремления ребенка, даже если они, на ваш взгляд, не очень значительные. Ребенок поймет, как важны вам его успехи, как внимательны вы к его жизни.

Помните! Дошкольник склонен к подражательности. А ваш ребенок любит вас и считает эталоном для подражания, копируя ваши жесты, мимику, манеры поведения, вкусы, привычки, отношение к людям, причём, как положительные, так и отрицательные, так как не может ещё оценивать явления с точки зрения норм нравственности. Вот почему говорят, что «дети – зеркало родителей». Отсюда вывод: всё, что вы видите в ребенке, он приобретает в первую очередь от своих родителей.